От редакции. По нашей просьбе Александр Батов, активист Российского Трудового Фронта и наш давний товарищ, высказался о том, как должны коммунисты относиться к благотворительности. Мы согласны с его оценкой и предлагаем нашим читателям также ознакомиться с ней.
Вопрос этот не нов. Некоторые левые (в основном, анархистские) группы в РФ и за рубежом десятилетиями отстаивали благотворительность как один из важных инструментов своей работы, а иногда даже как самоцель. Достаточно вспомнить, например, международную инициативу «Food Not Bombs». Но особенно остро вопрос о благотворительности встал после начала так называемой «специальной военной операции». Некоторые блогеры, кружки и группы занялись сбором гуманитарной помощи. Многие из них гордятся этой своей деятельностью и активно порицают тех, кто не присоединился к ним.
У нас накоплен богатый опыт сбора и отправки гуманитарной помощи: наши активисты, находясь ещё в рядах РКРП, начиная с 2014 года постоянно участвовали в сборе помощи рабочим организациям в Донбассе, сами ездили туда. Давайте же разберёмся, какое место должна занимать благотворительная деятельность в работе коммунистов.
Начнём с чёткого определения предмета нашего разговора.
В Интернете распространено следующее определение «допустимой гуманитарной помощи», приписываемое Международному Суду ООН:
Предоставление продовольствия, одежды, лекарств и другой гуманитарной помощи, но это не включает предоставления оружия, систем вооружения, боеприпасов или другого оборудования, автотранспортных средств и материалов, которые могут быть использованы для причинения серьезных телесных повреждений или явиться причиной смерти.
Но в свете последних событий, как известно, международные институты потеряли для нас всякий авторитет. Обратимся поэтому к сугубо российским источникам.
Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС) РФ определяет гуманитарную помощь следующим образом:
Мероприятия, осуществляемые в целях облегчения тягот мирного населения в условиях войн, конфликтов и различных бедствий путем обеспечения населения жизненно необходимыми предметами потребления, которые проводят как в рамках операции по восстановлению и поддержанию мира, так и в виде самостоятельной программы в виде гуманитарной операции.
Как видно, оба этих определения железно устанавливают следующие необходимые признаки гуманитарной помощи:
Таким образом, есть действительная гуманитарная помощь — помощь мирному населению, пострадавшему от войн или стихийных бедствий. Помощь, прежде всего, в выживании и восстановлении быта. Помощь, не имеющая никакого отношения к ведению боевых действий.
И есть помощь фронту — явление совершенно другого порядка, не имеющее отношения к гуманитарным целям. Это содействие войскам, поддержка вполне определённой стороны этого конфликта, следовательно, косвенное участие в военном конфликте.
В России есть целый ряд групп и организаций, которые спекулируют на коммунистических идеях или даже называют себя «коммунистами» и оказывают помощь российским войскам. При этом они почему-то стыдливо называют свои действия «гуманитарной помощью». Например, провластная партия КПРФ отчитывается о формировании 113-го «гуманитарного» конвоя. Или провластные блогеры-«жужики», которые с помощью своей аудитории собирают «гуманитарные» сборы. В обоих случаях помощь идёт в войска, хотя везде присутствует оговорка и про «мирных жителей».
Почему эти группы и организации лицемерно называют свою работу «гуманитарной»? Потому что они поддерживают СВО и хотят задним числом облагородить свою позицию услужения власти, придать красивый блеск своему настоящему занятию.
Рассматривать деятельность этих обманщиков не входит в задачу настоящей статьи. Подсветив сам факт подмены понятий, вернёмся к исходному вопросу: должны ли коммунисты заниматься гуманитарной помощью.
Гуманитарная помощь — лишь частный случай благотворительности. Поэтому имеет смысл рассматривать такое явление как благотворительная работа в целом.
Вопрос не столь однозначен, как кому-то может показаться. В 1922 году по решению Коминтерна была создана международная коммунистическая благотворительная организация, которая называлась МОПР — Международная организация помощи борцам революции, известная также как «Международная Красная Помощь». Задачи этой организации звучали так:
МОПР является организацией внепартийной и ставит своей задачей юридическую, моральную и материальную помощь заключённым борцам революции, их семьям и детям, а также семьям погибших товарищей.
МОПР имела секции в более чем полутора десятках стран и успешно работала вплоть до Второй Мировой войны. Эффективность её работы во многом была обусловлена существованием СССР — социалистического государства, которое в значительной степени обеспечивало материально-техническую и финансовую базу для «красной помощи».
Помимо этого, в Советском Союзе часто устраивались кампании солидарности, в ходе которых работники отчисляли часть своего заработка, например, в пользу пострадавших от стихийного бедствия в какой-нибудь отдалённой стране, либо для поддержки семей партизан, ведущих национально-освободительную борьбу против империалистов.
Помимо выполнения своей базовой функции (целевой материальной помощи), благотворительность также играла важную пропагандистскую роль. Получатели помощи чувствовали реальную, практическую солидарность из разных уголков мира, они не ощущали себя брошенными на произвол судьбы. Помощь укрепляла их моральный дух, придавала сил в борьбе с невзгодами. В свою очередь, доноры помощи получали чувство сопричастности к событиям в разных странах, в т.ч. к классовой борьбе иностранных трудящихся.
В современной истории коммунистическая благотворительность тоже встречается. Например, определённую известность получила работа Компартии Турции после землетрясения 6 февраля 2023 года.
Но во всех этих ситуациях — что исторических, что современных — благотворительность выступала в роли вспомогательного, подчинённого инструмента. На ней не строили стратегию. Все понимали, что эта помощь не решит главных проблем, не устранит коренных причин случившихся несчастий. Поэтому, не отказываясь от гуманитарной помощи, коммунисты предпринимали усилия на основном, главном направлении — развитии и всемерной поддержке классовой борьбы пролетариата. Иными словами, коммунисты всегда использовали благотворительность для усиления пропаганды классовой борьбы.
Без этой магистральной работы благотворительность не решает ничего.
…Конечно, для всякого настоящего человека эмоционально очень тяжело видеть чужую беду, тем более, проходить мимо чьих-то страданий. Идёшь по улице и видишь побирающуюся старушку. Сразу думаешь: а ведь она, наверное, в былые годы честно работала на нашу страну и надеялась на достойную старость, а оказалось… Ни в чём не виноватый человек обречён на беспросветное существование, нищету, беспомощность и равнодушие. Гнусно и несправедливо!
Многие люди, рассуждающие в таком русле, движимые благородными душевными порывами, занимаются волонтёрской деятельностью, поддерживают своим трудом хосписы и приюты, ведут проекты по социальной поддержке. Другие, с менее отзывчивой душой, ограничиваются пожертвованиями, подают нищим на улице и тем самым тоже примиряют себя со своей совестью.
Но в то время как эти люди помогают десяткам обездоленных, современное общество обрекает на муки новые тысячи людей. С таким же успехом можно было вычерпывать воду ковшиком на тонущем «Титанике». Как и всякая другая борьба со следствиями, благотворительность превращается в сизифов труд, в бесплодное продление агонии. Она может приносить чувство удовлетворения; более того, подобно опиуму она оказывает обезболивающее действие на совесть, позволяет сказать самому себе: ведь я делаю что могу, не остаюсь безучастным. Но ни одной из причин происходящего эта работа не устраняет. Молох империализма продолжает неутомимо губить людей. Порочный круг не разорван.
Гуманитарную помощь могут собрать многие. А работу коммунистов за них не сделает никто.
Александр Батов
специально для РКСМ(б)