РКСМ(б)

Революционный коммунистический союз молодёжи

Территориальные притязания Китая (Тайвань)

Данная заметка кратко описывает территориальные претензии Китая, историю их возникновения, развития и чем они грозят нам в недалёком будущем.

Контекст

Империалистическая война на Украине понемногу затягивает в водоворот кровавой бойни всё новые страны, приближает прямую конфронтация Китая и США. В преддверии активной фазы боевых действий капиталистические конкуренты могут осуществлять друг против друга провокации и «небольшие спецоперации», пытаться вовлечь в свою «игру» соседние страны, а также инициировать и поддерживать народные волнения в зонах вражеского влияния. Данные акции, вероятнее всего, случатся в регионах, вокруг принадлежности которых не ослабевают споры между разными государствами.

Спорные территории

Регионы, представляющие интерес для Китая, можно разделить на несколько групп.

Местности, уже входящие в состав страны:

  • Тибет. Территорию активно заселяют китайцы хань. Этнические тибетцы ущемляются в правах. Численность коренного населения относительно сокращается. В индийском городе Дхарамсала расположено Тибетское правительство в изгнании, которое не признаётся властями КНР.
  • Восточный Туркестан. Этническое большинство данного региона − тюрки Центральной Азии, в основном уйгуры. Они подвергаются притеснениям со стороны государства: осуждение ислама, принудительная стерилизация женщин, содержание многих уйгуров в концлагерях. Власти Китая объясняют это борьбой с исламистскими террористическими организациями.
  • Внутренняя Монголия. Здесь руками государства угнетаются этнические монголы, которые составляют меньшинство населения региона. Власть Китая стремиться к снижению популярности их языка и буддизма (в частности, через запрещение молебнов). Регион преимущественно сельскохозяйственный. Монголы протестуют против разработки угольных месторождений на пастбищах.
  • Гонконг/Сянган. Перешёл под контроль материкового Китая от Великобритании, сохранив при этом свою экономическую автономность, свободу торговых и финансовых отношений. Однако вопросы внешней политики и обороны решает Пекин. Такое положение дел установлено на 50 лет до 2047 г. После политических протестов в 2020 г. свободы понемногу начали сворачивать, что вызвало недовольство у местного населения.
  • Макао/Аомынь. Как и Гонконг, перешёл к Китаю от другой страны – Португалии. Является специальным административным районом с большой степенью экономической свободы. Ситуация аналогична гонконгской: здесь после протестов 2020 г. также начали ограничивать некоторые привилегии. В 2021 г. на выборах подавлялась оппозиция.

Ряд территорий, по которым уже есть договорённости или работа ведётся в более или менее спокойном режиме: Россия и государства Центральной Азии.

Спорные территории на границах:

  • Индия. Здесь ребром стоит вопрос о границе в районе Тибета, где расположен индийский штат Аруначал-Прадеш. Китай считает своей территорию в 90 тыс. км2 южнее линии Макмагона. Регулярно на границе возникают столкновения между военными двух стран.
  • Япония. Спорный архипелаг Сенкаку (Дяоюйдао) в настоящее время − японский.
  • Бутан. Протяжённость границы с Китаем составляет 470 км. Переговоры проходят регулярно, начиная с 80-х гг. ХХ века.

Филиппины. Предметом спора на сегодняшний день являются несколько объектов в районе Южно-Китайского моря (ЮКМ): Парасельские острова, острова Пратас, риф Скарборо, а также район Тонкинского залива. В территориальный спор вовлечены также Тайвань, Вьетнам, Малайзия и Бруней. Китай разрабатывает нефтяные и газовые месторождения вокруг острова Палаван вблизи территории Филиппин, несмотря на протест со стороны Манилы и на решение Гаагского трибунала по вопросу спорных территорий. Кроме того, в регионе активно проводятся военные учения и строительство различных объектов, в том числе при участии США, что немало способствует накалу международной обстановки.

О регионе Южно-китайского моря подробнее можно почитать здесь.

Тайвань. В недалёком будущем угрожает стать самой «горячей» точкой на планете и потому заслуживает более подробного анализа.

История острова

Тайвань в начале 17-го века стал колонией Нидерландов. Впоследствии остров переходил из рук в руки, пока в 1945 г. оттуда не были изгнаны японские оккупанты. Тогда в Китае бушевала гражданская война. Она закончилась победой коммунистов. В 1949 г. была создана Китайская Народная Республика (КНР). Руководство партии Гоминьдан вынужденно эвакуировалось на Тайвань. США сохраняли нейтралитет до вступления КНР в Корейскую войну. До 1971 г. представители Тайваня заседали в Совете Безопасности ООН, а многие западные страны признавали их как единственное легитимное китайское руководство. В 1979 г. Вашингтон формально разрывает дипотношения с Тайбэем и устанавливает их с Пекином. Конгресс США принимает закон «О безопасности Тайваня», по которому Америка соглашается с мирным урегулированием вопроса в регионе и признаёт принцип «Одного Китая». Вашингтон также обязался снабжать Тайвань оборонительным оружием и оставил за собой право вмешаться, если, по его мнению, безопасность людей на острове будет находиться под угрозой. С начала 90-х до середины 2010-х следовала череда миролюбивых и враждебных периодов в отношениях между КНР и Тайванем. Ситуация заметно изменилась, ведь в обоих государствах есть влиятельные капиталистические группы, склонные к радикальному решению территориального спора. Им удалось продвинуть на вершину власти своих представителей: Си Цзиньпин и Цай Инвэнь. С одной стороны сторонник решительного возвращения Тайваня в лоно материкового Китая, с другой – представитель Демократической прогрессивной партии (ДПП), которая стремится сохранить независимость островного государства.

Об истории конфликта подробнее можно почитать здесь.

О важности острова

Географически Тайвань расположен на воздушных и морских торговых путях к Южной Корее, Японии и Китаю. Здесь проходит почти 100% грузоперевозок из Европы в Азию и обратно. Следовательно, контроль над островом – ключ к господству в регионе.

ВВП на душу населения 57 тыс. дол. в 2018 г. – 15-е место в мире. ВВП по ПСС на 2022 г. 1603,7 млрд. дол.

Китай и США входят в число крупнейших торговых партнёров Тайваня как по экспорту, так и по импорту.

Промышленность острова играет важную роль в экономике планеты. Тайвань производит почти 70% мировой полупроводниковой электроники и 90% современных микросхем. Здесь расположен крупнейший в мире изготовитель микрочипов − TSMC. На Тайване присутствуют и другие производители полупроводников: ASE Technology, AU Optronics, MediaTek. Но их совокупная капитализация составляет лишь 65% от стоимости акций TSMC. Эти компании не играют значительной роли по отдельности, однако их совокупные мощности серьёзно усилили бы экономику одной из противоборствующих сторон. TSMC поставляет продукцию многим крупнейшим производителям: Apple, ARM, Broadcom, Marvell, MediaTek, Nvidia, AMD.

Зачем Тайвань нужен США?

Nvidia, Intel, Texas Instruments (TI) и AMD – это крупнейшие американские полупроводниковые корпорации, которые имеют свои интересы в регионе. 

  • Nvidia не только разрабатывает микросхемы, но и лидирует в технологиях ИИ. Компания размещает производственные заказы на заводах TSMC и Samsung.
  • Intel производит чипы самостоятельно, имеет несколько заводов по всему миру.
  • Texas Instruments справляется с изготовлением микросхем самостоятельно. Создаёт продукцию преимущественно для космоса и авиации.
  • AMD занимается разработкой интегральных схем, но заказывает их производство в основном у предприятий TSMC и рассматривает их в качестве альтернативы продукции Samsung.
  • Компании AMD, Intel и TI заключили контракты с Пентагоном, а также изготавливают продукты в интересах США.
  • Большая тройка крупнейших инвестиционных компаний The Vanguard Group, Inc., BlackRock Inc., State Street Corporation также заинтересована в тайваньской полупроводниковой промышленности. Она владеет солидными пакетами акций IT-гигантов и крупнейших производителей оружия: Lockheed Martin (28,35%), Boeing (17,31%), Northrop Grumman (22,56%), Raytheon (24,69%), General Dynamics (12,29%). Существенная доля акций позволяет большой тройке оказывать влияние на управление различными компаниями.

США вместе с союзниками в лице Японии, Южной Кореи, Филиппин, Тайланда и Австралии заинтересованы регионом не только экономически. Тайвань занимает ключевое военно-стратегическое положение. Он находится в центре первой цепи островов от Японии до Филиппин, которую США рассматривает как важнейшую линию обороны от Китая. Вторая цепь тянется от Японии и включает Мариинские острова, где располагаются стратегические военные базы США на о. Гуам. Контроль Тайваня со стороны Вашингтона позволяет угрожать близлежащим производственным центрам юга и юго-востока Китая, на которые приходится 90% ВВП и 56% населения страны: Шанхай, Ханжоу, Нанкин, Нинбо, Фучжоу, Сямынь, Гуанчжоу, Шэньчжэнь. Если же США останутся сторонними наблюдателями в конфликте, а Китай аннексирует Тайвань и разместит на острове военные подразделения, то он сможет ограничить операции американских военных в регионе. Результатом станет ослабление влияния США.

Нахождение Тайваня в центре первой цепи островов от Японии до Филиппин, которую США рассматривает как важнейшую линию обороны от Китая

Зачем Тайвань нужен КНР?

Китай – крупнейший в мире экспортер товаров в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также мировой центр производства автомобилей. Благополучная работа этих отраслей во многом основана на беспрепятственном доступе КНР к продуктам тайваньской полупроводниковой промышленности. Его потеря фактически гарантирует серьезный экономический шок для Китая. Поэтому Пекин стремится не отстать от тайваньских конкурентов и развивает собственное производство полупроводниковой продукции. Некоторые его компании специализируются только на разработке технологий, как, например, HiSilicon и UNISOC («дочки» Huawei и Tsinghua Unigroup). Однако у Китая есть фирмы, которые не только проектируют, но и производят чипы самостоятельно. К числу последних относятся:

  • Yangtze Memory Technologies Corp (YMTC). Её материнская компания − Tsinghua Unigroup. Она по состоянию на 2023 год принадлежит Beijing Zhiguangxin Holding, основным акционером которой является государственный фонд из Аньхоя.
  • Semiconductor Manufacturing International Corporation (SMIC). Одна из крупнейших полупроводниковых компаний в Китае. В списке её учредителей указаны Qualcomm, Huawei и Imec. Часть акций принадлежит государству в лице поставщика гражданского и военного телекоммуникационного оборудования Datang Telecom Group. В 2020 г. после очередных санкций против Huawei, государство щедро проспонсировало компанию SMIC. В 2021 г. эта корпорация освоила производство микросхем по техпроцессу 7 нм и продолжает дальнейшее развитие в данном направлении.

Китай против США. Конфликт неизбежен?

В ноябре 2022 года вышел отчёт Ассоциации полупроводниковой промышленности о состоянии отрасли. В нём прогнозируется рост доли Китая на мировом рынке проектирования микросхем с 9% в 2021 году до 23% к 2030 году по сравнению с предполагаемым снижением в США с 46% до 36% за аналогичный период. Такое положение дел уже будет похоже на паритет сил в области полупроводников. Получается, что полный контроль над Тайванем и его промышленными мощностями значительно изменит баланс сил в отрасли. Поглощение острова могло бы дать Пекину преимущество в микроэлектронной промышленности. А для США такой ход событий чреват приостановкой собственных производств или даже закрытием ряда предприятий. В связи с этим TSMC строит для Intel пару новых заводов в Аризоне, где производство будет осуществляться по техпроцессу 3 нм − одному из самый передовых. Этот факт подтверждает, что США очень серьёзно относятся к угрозе потерять Тайвань.

Пекин и Вашингтон активно мешают друг другу обрести независимость в сфере полупроводниковой промышленности. Так, власти США запретили компаниям NVIDIA и AMD экспортировать свои чипы в Китай. Корпорация Intel стремилась приобрести израильского производителя микросхем Tower Semiconductor, но сделка сорвалась стараниями китайского надзирающего органа.

Если КНР выберет силовой путь решения вопроса, он рискует навлечь на себя серьёзные санкции. Кроме того, руководство Китая помнит, что изготовление современных микросхем невозможно без специального фотолитографического оборудования. Уверенным монополистом на рынке такой техники сегодня является фирма ASML. По состоянию на 2023 год компания производит 90% мирового объёма фотолитографических станков. Пожалуй, не будет слишком большим преувеличением сказать, что от неё мировая полупроводниковая индустрия зависит почти также, как от TSMC. Особенно интересным представляется географическое расположение ASML – Нидерланды, страна НАТО, где влияние США очень велико. Конечно, Китай может захватить Тайвань и лишить Америку ключевых производственных мощностей, но тоже самое Вашингтон может проделать с Пекином, ничего не захватывая. Уже сегодня ASML терпит убытки по причине запрета со стороны США на поставки оборудования в Китай. Не следует упускать из виду и заявление руководства компании о возможности удалённо отключить станки своего производства на Тайване в случае вторжения армии КНР на остров. У Нидерландской фирмы есть и конкуренты, но они не способны тягаться с монополистом ни уровнем технологического развития, ни объёмом производства станков. Это компании Canon и Nikon. Поставки их продукции в КНР и на Тайвань могут быть прерваны по требованию Вашингтона, ведь упомянутые фирмы находятся в Японии, где влияние США так же велико, как количество американских военных баз на территории этой страны. Перечисленные факторы оказывают на КНР сдерживающее влияние. Но оно постоянно слабеет на фоне усиления глобального экономического кризиса, который принуждает капиталистические государства к военному пути решения своих проблем. Ситуация осложняется тем, что власть КНР больше не может рассчитывать на весомую поддержку со стороны партии Гоминьдан, ведь она больше не правящая. Но именно эта политическая организация продвигала идею мирного воссоединения, и потому Пекин возлагал на неё большие надежды. Победа на выборах в Тайване кандидата ДПП Лая Циндэ в январе 2024 года означает для Китая уменьшение вероятности мирного сценария, а значит, следует готовиться к силовому решению вопроса. К тому же юридическая база под возможную интервенцию подведена заблаговременно. В 2005 году в КНР был принят закон «О противодействии расколу страны». Он даёт право Пекину использовать любые средства для защиты своего суверенитета.

Противоречие налицо: Вашингтон должен сделать всё возможное, чтобы не допустить захвата Китаем Тайваня, а Пекину нужно во что бы то ни стало присоединить остров.

В описанной обстановке США стремятся не допустить полномасштабной конфронтации с Китаем. Но при этом совершают многочисленные провокации, одной из которых стал визит на Тайвань Нэнси Пелоси в августе 2022 году.

Провокации США

Спикер Палаты представителей США (политическая должность № 3 в Америке), Ненси Пелоси, 2 августа 2022 г. прибыла на Тайвань в рамках своего турне по Азии. Во время 19-часового пребывания на острове она встретилась с президентом Цай Инвэнь, посетила законодательный орган Тайваня, провела встречу с председателем TSMC Марком Лю, на которой присутствовал спикер большинства от ДПП Кер Цзянь-мин. Пелоси также посетила Национальный музей прав человека Цзинмэй, где встретилась с китайскими диссидентами.

Китай настойчиво выдвигал требование к правительству США воздержаться от данного шага, но не был услышан. Министр иностранных дел КНР Ван И резко осудил этот визит и предупредил об ответных мерах, которые незамедлительно последовали в виде прекращения импорта продуктов питания из Тайваня и кибератак на правительственные веб-сайты. Кроме того, китайский флот провел в регионе четырёхдневные учения, во время которых военные корабли КНР не только пересекали границу между странами в Тайваньском проливе, но иногда осуществляли манёвры в непосредственной близости от берегов острова, что мешало движению коммерческих судов. Этот шаг вынудил гражданские корабли и самолеты искать маршруты в обход обычных районов следования. Тайвань заявил, что действия Пекина нарушают суверенитет острова и приравниваются к блокаде.

Другими не столь нашумевшими действиями со стороны КНР были:

  • отмена встречи глав МИД КНР и Японии из-за заявления G7 по Тайваню;
  • введение санкций в отношении Пелоси и её семьи;
  • прекращение переговоров по линии связи между руководителями на уровне зон боевого командования вооруженных сил Китая и США;
  • отмена рабочих встреч представителей министерств обороны КНР и США;
  • отмена китайско-американских консультаций по военной безопасности на море;
  • приостановка сотрудничества между Китаем и США по вопросам репатриации нелегальных иммигрантов;
  • приостановка сотрудничества между Китаем и США в области правовой помощи по уголовным делам;
  • прекращение переговоров по изменению климата;
  • приостановка сотрудничества по борьбе с наркотиками;
  • приостановка сотрудничества в области судопроизводства и юстиции.

Вскоре после приземления самолёта Пелоси на Тайване МИД РФ выпустил заявление с поддержкой Китая и осуждением провокаций со стороны США.

Спустя некоторое время снова последовал ряд недружественных шагов со стороны Америки:

  • 28 августа 2022 г. США отправляют два военных корабля через Тайваньский пролив.
  • 20 сентября 2022 г. вооружённые силы США повторили провокацию при участии ВМФ Канады.
  • 16 ноября – 2 декабря 2022 г. были проведены 18-е совместные учения Индии и США в 100 км от границы с Китаем.

Выводы

Сегодня внимание мировой общественности приковано к кровавым событиям на Украине и в Палестине. На этом фоне Южно-китайское море и остров Тайвань не привлекают к себе особого интереса. И тем не менее, именно этот регион остаётся потенциально наиболее «взрывоопасной» территорией планеты. Об этом в 2021 г. открыто писали в докладе Министерства обороны США, а также вспоминали в связи с визитом Пелоси. Обсуждения этой темы не утихают на фоне очередных провокаций Вашингтона. США фактически спонсируют ВС Тайваня и обучают его солдат для защиты от возможной агрессии Китая. Учитывая экономические и военное могущество сторон, можно лишь примерно предположить, сколь ужасны будут последствия, если конфликт перейдёт в горячую фазу. Битва за Тайвань может привести к развёртыванию полномасштабной мировой войны.