РКСМ(б)

Революционный коммунистический союз молодёжи

Мрачные краски заката в стране восходящего солнца

От редакции: Публикуем краткое содержание1 статьи «Shiso-Undo» от 01.11.22, “JR赤羽駅差別落書き事件 “ (Инцидент с расистским граффити на ж.-д. станции «Акабанэ») за авторством Синъя Акияма (真也 秋山). Автор принадлежит к Сети поддержки корейских школ Татикавы и Матиды «Ури-но-кай» (立川町田朝鮮学校支援ネットワーク・ウリの会). Материал проливает свет на положение корейских иммигрантов в Японии и взаимоотношения наций и стран Дальнего Востока в контексте эпохи империализма. Ссылка на оригинал статьи: http://www.shiso-undo.jp/shucho/1082akiyama.html


Инцидент с расистским граффити на ж.-д. станции «Акабанэ»

Преследование и преступления на почве ненависти в отношении так называемых «корейских школ»2 в Японии не являются редкостью. На протяжении последних нескольких лет подобные действия выражались в том числе и как анонимные угрозы школам по телефону, посты оскорбительного и расистского характера в соцсетях, а в октябре этого года произошел инцидент с разбрасыванием лезвий от скальпелей перед воротами «корейской школы» в Нагано. Подобные случаи часто следуют за появлением в японских СМИ репортажей о ситуации на Корейском полуострове или о «проблеме похищений»3.

Можно уверенно заявлять, что ненависть к КНДР в целом и к «корейским школам» в частности подогревается японским правительством на официальном уровне. В 2010 году правительство страны исключило «корейские школы» из вводимой тогда национальной программы субсидирования бесплатного дошкольного образования, а с началом коронавирусной пандемии правительство города Сайтама отказалось субсидировать «корейским школам» в городе расходы на маски. Во время премьерства Синдзо Абэ «корейские школы» судились с правительством Японии не менее пяти раз, и во всех случаях проиграли.

Антикорейский национализм в Японии не редкость. Японские националисты на марше против южных корейцев, живущих в корейском квартале Токио (источник)

Недавний инцидент в Токио вполне вписывается в общую конъюнктуру отношения к «корейским школам» в Японии. В сентябре на железнодорожной станции «Акабанэ» было обнаружено граффити со следующим содержанием: «Ассоциация убийц корейцев». Поскольку станция находится в непосредственной близости от «корейской школы» и посещается её учениками, у правозащитников были более чем веские причины подозревать в надписи не просто глупую и оскорбительную шутку, а целенаправленную акцию устрашения. Особую остроту ситуации придает тот факт, что в 1995 году на этой же станции было совершенно скандальное нападение на корейскую школьницу, при котором нападавшие искромсали в клочья традиционную школьную форму4 пострадавшей. Однако, в нынешнем случае местные органы полиции отклонили обращение правозащитников о возбуждении уголовного дела о преступлении на почве ненависти, ссылаясь на отсутствие физических улик (надпись была смыта клининговой компанией вскоре после её обнаружения, хотя до этого была сфотографирована).

Корейские школы в Японии и их ученики подвергаются не только законодательной дискриминации со стороны властей и нападениям вандалов и уличных хулиганов, но также и вполне законным акциям психологического давления со стороны «представителей гражданского общества», ультраправых общественно-политических движений. «Ассоциация убийц корейцев», возможно, существует лишь в больном воображении авторов граффити, однако «Лига граждан по борьбе против привилегий для зайнити5» (Зайтокукай) — вполне реальная организация, в 2019 году устроившая митинг против корейских школ… прямо у ворот корейской школы в Киото, которая, помимо прочего, посещалась исключительно детьми младшего школьного возраста. Подобные акции слабо пресекаются японским законодательством на государственном уровне, хотя на местах некоторые города начали постепенно вводить законы, препятствующие преступлениям и преследованию на почве национальной ненависти, которые существенно снизили число подобных инцидентов.

В Японии действуют организации этнических корейцев-зайнити, которые всеми силами борются против дискриминации, преследования и преступлений на почве ненависти, ведут судебные тяжбы, проводят пикеты и демонстрации. Эта борьба ведется бок о бок с сочувствующими японцами, которые помнят о печальном империалистическом прошлом Японии и неравнодушны к будущему своей страны и всех её граждан.


Примечания переводчика:

1Данный материал не является переводом в прямом смысле, а скорее очень вольным резюме основных пунктов статьи, с некоторыми пояснительными дополнениями со стороны переводчика.

2Термин «корейские школы» является переводом выражения «Чосэн гакко», или «школы Чосэн». «Чосэн» – историческое японское название Кореи до ее разделения, происходящее от названия последней корейской династии Чосон. В современном разговорном японском КНДР значится как «кита-чосэн» (Северный Чосэн), в то время как Республика Корея значится как «канкоку». Таким образом, понятие «Чосэн», «чосэн-дзин» (Корея, кореец) в современном японском сознании ассоциируется с территорией нынешней КНДР и выходцами с этой территории. «Школы Чосэн» при этом действительно имеют связи с ассоциацией корейцев в Японии, наиболее приближенной к властям КНДР, и в прошлом преподавали по северокорейской школьной программе. Однако в последние десятилетия «школы Чосэн» всячески отмежевываются от прямых связей с КНДР; трактовать термин «Чосэн гакко» как «северокорейские школы в Японии» было бы не совсем корректно, хотя и не лишено доли смысла. Также в Японии действуют школы, находящиеся под прямым управлением Министерства образования Южной Кореи, но таких мало, и они не попадают под понятие «Чосэн гакко».

3Речь идет о похищениях японцев спецслужбами КНДР в 1970-1980-х годах. Тема является одним из основных камней преткновения в межгосударственных взаимоотношениях Японии и КНДР, в некоторой степени надуманным, поскольку большая часть похищенных, по которым правительство Японии делало официальный запрос, либо вернулись на родину, либо, вероятно, уже умерли. Официально называется цифра в 17 человек, хотя подозревается, что общее количество похищенных может исчисляться сотнями.

4Ученицы «корейских школ» носят традиционное корейское платье «хима-чогори» в качестве школьной формы. Обычные японские школьницы носят стандартную школьную форму, мало отличающуюся от исторических европейских образцов.

5«Зайнити» — термин, относящийся к японцам корейского происхождения, преимущественно являющимся гражданами Японии во втором, третьем и четвертом поколении, чьи предки иммигрировали или были насильно вывезены в Японию с территории Кореи до 1945 года. Термин в некотором смысле тождествен «чосэн-дзин», однако последнее выражение может относиться и к недавним иммигрантам или беженцам из КНДР, не имеющим японского гражданства. Южнокорейские иммигранты и их потомки под это понятие обычно не попадают (но они не составляют какой-либо значимой диаспоры в Японии, поскольку предпочитают иммигрировать в США). Термин не предполагает какой-либо лояльности к властям КНДР, хотя зайнити подозреваются в таковой ультраправыми.

Дополнительный материал по теме (на английском):

https://apjjf.org/2022/3/Okamura.html