Иван Помидоров
Все темы, озвученные в заголовке, объединены одним – им посвятила свои песни группа «Запрещенные барабанщики», которая появилась в 1999 году и прославилась треком «Убили негра». Творчество музыкантов этим хитом не ограничивается, и было гораздо интереснее, чем запомнилось массовому слушателю.
Оно привлекает внимание, не только оригинальным для современной российской музыки сочетанием рок-н-ролла с латиноамериканской музыкой и джазом, ритмами ска и реггей, фолком самых разных народов и ретро-эстрадой, но и позицией самих музыкантов.
«Мы пытаемся расковыривать язвы современного искусства, как учил мой любимый герой Хулио Хуренито из романа Ильи Эренбурга, — говорил в одном из интервью автор текстов и идеолог коллектива Иван Трофимов. — Подавать себя как продукт шоу-бизнеса с целью его разложения. Изначально мы рассчитывали сделать альтернативную, радикальную программу, которая била бы по всем фронтам, но которая была бы внутри шоу-бизнеса. Бить врага его же оружием, стать бомбой замедленного действия. Ведь под клюквенным соусом старорусского шутовства мы говорим в песнях о серьезных вещах — о распаде буржуазной семьи, о гибельности современной цивилизации и т. д. И если хотя бы 100 человек из наших слушателей задумаются о судьбе Родины, задумаются о чувстве социальной справедливости — наша миссия будет выполнена».
Большинство песен «ЗБ» было большой провокацией и издевательством над самой идеей политкорректности. В песне «Москва-Махачкала» они пускали под откос одноименный поезд, в «Случае в Макдональдсе» взрывали ресторан быстрого питания, а в «Бородино 2000» грабили делегацию миссионеров из Франции в центре Москвы.
«Для нас понятия политкорректности на самом деле вообще не существует, и мы политизированной группой себя не считаем. Хотя, конечно, какие-то отголоски политических событий находят отражение в наших песнях… Наши песни — это скол современного общества, пропущенный через
наше мировосприятие. Часто в них находят воплощение реальные события», — объясняли музыканты свою позицию.
Однако при этом давали о себе знать и леворадикальные взгляды артистов. Показателен пример предшественников «ЗБ» – ростовской группы «Че Данс + 1.5 Pavlo». Простое цитирование текста песни «Делайте бомбы!» сегодня вполне подпадает под антиэкстремистские статьи уголовного кодекса, а ведь есть еще и трек «Баунти», который про «раздать оружие нищим и голым».
«Мы экстремисты по своим политическим убеждениям, по своим эстетическим концепциям, но музыкально мы находимся в рамках очень старого мейнстрима — музыки 50-60-х гг., — признавался Трофимов. — Экстремальную музыку сейчас рекламируют люди, пропагандирующие так называемый здоровый образ жизни, а группе это понятие категорически не нравится. Что такое здоровый образ жизни? Это Микки Маус, Кока-Кола, Дирол и выплеск адреналина в никуда. Вместо того, чтобы брать булыжники и идти громить — молодежь слушает эту тупую экстремальную музыку, кувыркается на роликовых коньках и скейтах и пьет Кока-Колу. Полная чушь…»
«ЗБ» в своих песнях отошли от такого прямолинейного экстремизма, но даже в их «главном» хите был политический смысл.
«Одна из тайных миссий песни “Убили негра” — спровоцировать негритянскую общину, даже тех, кто учится у нас в институтах, на какие-то действия не в защиту своей способности играть в баскетбол или танцевать хип-хоп, а на то, чтобы вспомнить, что были такие люди, как Малькольм Х, Франц Фанон, лидер Алжирской революции, мартиникский негр, приехавший помогать арабам в национально-освободительной борьбе против французов, Хайле Селассие, сражавшийся с оружием в руках против итальянцев в Эфиопии. Я все свое детство интересовался национально-освободительной борьбой стран третьего мира и ко всем этим людям отношусь с очень большим уважением. А вот к Мартину Лютеру Кингу я никак не отношусь. Он проповедовал ложный путь, заведший черных в эти дебри: свои киноактеры, свои структуры, своя доля в бизнесе — это мерзко и пошло, все это служаки современной цивилизации», — объяснял автор текстов «Запрещенных барабанщиков».
Были и такие песни, в которых они вполне серьезно поднимали актуальные проблемы современного общества. При этом делали это талантливо и остроумно. Например, в песне «Голод».
Музыканты даже в метафоричной форме предлагали позитивную политическую программу. Лиричная «Куба рядом» заканчивается так:
Только верю я,
Что наступит день.
И уйдет зима,
И придет апрель.
И тогда мы покажем им всем, Фидель!
И бомбой взорвется румба
От Бреста до Магадана,
И будет такая Куба —
Одна сплошная Гавана.
Свой интерес к такой тематике сами музыканты связывали с «любовью к латиноамериканской культуре, литературе, музыке. Иван (Трофимов – ред.), например, с детства увлекался Маркесом, сочинял стихи на испанском, собирал изображения с Че Геварой, и до сих пор иногда все эти значки на себя цепляет. Даже Фиделю письма писал, но тот, правда, так ни разу и не ответил».
За последние годы участники группы пережили разные идеологические метания, разочарования и конфликты друг с другом. Сегодня «ЗБ» прекратили свое существование в прежнем формате. Однако группа оставила после себя все эти политизированные песни, которые не теряют своей актуальности. Музыканты даже успели записать альбом каверов на советские песни военных лет. Получилось у них здорово. Чтобы убедиться в этом, достаточно послушать «Два Максима» в исполнении «барабанщиков».
Отдельного упоминания, конечно же, заслуживает и жизнерадостный гимн «Котовский», посвященный известному красному герою гражданской войны. Предлагаем вашему вниманию любительский клип на эту песню:
Comments are closed.
zto za tzchusch vy pischete
Staraemsya privlech как mozhno bolshe konstructivnih komentatorov.
А вы?