Плох тот чиновник, который не стремится по-мещански торопливо увековечить на скрижалях истории свое имя каким-нибудь историческим шагом. Плох и тот бюрократ, который не увлекается идеей облагодетельствовать общество каким-нибудь очередным «прожектерством». В последние годы подобные предприятия особенно характерны, потому что это не только позволяет получить известность в качестве администратора в определенных кругах, но еще и получить неплохой гешефт за свою непыльную работу.
Итак, правительство России в пятницу одобрило законопроект о переходе в России на двухуровневую систему высшего образования. Согласно этому судьбоносному документу, с 1 сентября 2007 года в России вводятся такие уровни высшего профессионального образования как бакалавриат со сроком обучения от трех до четырех лет, магистратура со сроком обучения шесть лет или подготовка специалиста с обучением пять лет. «Это позволит повысить конкурентоспособность выпускников», — самодовольно похвастался своим очередным реформаторским достижением господин Фурсенко. По привычке сделав комплимент европейским системам образования, он посетовал, что современные вузы зачастую не могут обеспечить последующее трудоустройство своих выпускников. Как они докатились до такой чудовищной действительности, господин министр предпочел не говорить откровенно, сославшись на непредсказуемость рынка.

Магистром можешь ты не стать, и бакалавром вероятно…
Конечно, многие из нас уже знакомы с этой пресловутой непредсказуемостью рынка, когда будущие учительницы осваивают нехитрое ремесло упаковщиц и уборщиц, а будущие врачи, архитекторы и филологи из провинциальных вузов «расслабляют» господ в притонах, чтобы хоть как-нибудь, но выжить. В России молодежь из простых семей — это самый обделенный и самый незащищенный, самый бесправный после пенсионеров и инвалидов, слой населения. Но защищать молодежь, помочь всем юношам и девушкам стать образованными людьми — эта уж слишком благородная задача для такого дюжинного мещанина, как Фурсенко. Ведь он для того и приставлен к системе образования, чтобы превратить ее в корпорацию по заготовке «человеческого ресурса». Практичный ум буржуа не единожды прикинул, сколько прибыли можно получить от «реформирования» образования в духе социал-дарвинизма.
Действительно, барыш получается двойной. Во-первых, можно сократить количество бюджетных мест ( и даже вузов ), оставив с десяток-другой на «целевом финансировании» и подачках вороватым университетским администраторам в виде грантов. А во-вторых, можно получить прибыль с выпускников, которые будут платить за возможность «конкурировать» на рынке труда в той или иной форме — от платы за «дополнительные образовательные услуги» до солидных вознаграждений кадровым агентствам и продажи своей рабочей силы предпринимателям по бросовой цене. Вот такая веселая «конкуренция» ожидает будущих соискателей пресловутых карьеры и успеха.
Определенно, господин Фурсенко и его подельники не могли одобрить этот законопроект без рекомендаций со стороны класса предпринимателей. По словам Фурсенко, предлагаемый законопроект «позволит существенно изменить ситуацию с необходимостью доучивания специалистов на производстве, как это происходит сейчас». Так-так, неужели вернулись социалистические времена, когда в вузах существовали полноценный курс обучения, не была разворована материальная база, была обязательным компонентом обучения производственная практика?! Но до такого «ренегатства» эти новаторы не дошли. Господин Фурсенко и его подельники не были бы буржуазными чинушами, если бы не предложили сократить число образовательных программ со 120 до 100 и даже до 60. Вместо полноценного 5-6 летнего курса большинству юношей и девушек будет доступен лишь трехлетний бакалавриат, но и то только для закончивших 12-летнюю школу или техникум. Для выпускников обычных 11-летних школ учеба на бакалавра не может быть менее 4 лет, подчеркнул он. Учитывая то, что барьером на пути к званию сомнительному званию бакалавра стоит пресловутый Единый Государственный Экзамен, то выгода светит огромная.
Конечно, бакалавриат — это не ПТУ. Со словами господина Фурсенко можно согласиться, но в том смысле, что бакалавриат не даст профессии тем, кто захочет ей овладеть ( ПТУ дает хотя бы минимум практических знаний ). Зато создает великолепную возможность превратить вузы в синекуру для отпрысков без определенных склонностей к труду. Коллега Фурсенко, господин Рейман даже отметил как-то, что только 10% выпускников для области информационных технологий имеют надлежащий уровень знаний. А что же будет, когда после перехода вузов на двухуровневое обучение число вузовских специальностей сократят с 670 до 40-50?
Что такое сокращение будет, власти не скрывают, хотя божатся только о сокращении гуманитарных специальностей. Бакалавры получат общий диплом экономиста, без специализации. Заместитель министра образования господин Свинаренко договорился до того, что только 50 специальностей в бакалавриате полностью покрывают потребности российской экономики. Такое признание — свидетельство полной несостоятельности предлагаемого бакалавривата, но еще и косвенное свидетельство убогости форм и примитивности содержания российского капитализма.
Есть и другие процессы, не менее характерные для нынешнего буржуазного государства. О взяточничестве и поборах при поступлении и учебе в вузах не писал только самый ленивый. Ужесточившаяся «конкуренция» еще больше раскрутит маховик злоупотреблений администраций вузов, еще больше развратит и без того морально деградировавший профессорско-преподавательский состав. У поклонников «конкурентоспособности» есть конкурирующая фирма под названием Вооруженные Силы РФ, во главе которой поставили господина А. Сердюкова ( прозванного генералом от фурнитурии ). Этот новоиспеченный табуретный полководец неплохо разбирается в финансовых делах, поэтому постарается извлечь выгоду из молодых людей, которым окажется не по силам успешно поступить в государственные высшие учебные заведения.
Кроме того, по планам министерства большинство российских студентов смогут претендовать лишь на бакалавриат, а магистратура будет местом для избранных — она появится не во всех вузах, а поступить в нее можно будет лишь отличникам или на платной основе. По мнению ректоров гуманитарных вузов, «бакалавры-недоучки» обречены на повышение квалификации в магистратуре. Учитывая, что магистратура грозит стать коммерческой, это путь к сокращению бесплатного обучения в стране. Фактически государство в очередной раз «кинуло» молодежь, которая до сих пор в основной массе пребывает в лирическом настроении относительно своего настоящего, а также в неведении насчет ближайшего и далеко не оптимистичного будущего.
Итак, готовьте рублики, товарищи студенты…