РКСМ(б)

Революционный коммунистический союз молодёжи

Международная координация революционных партий и организаций — The International Coordination of Revolutionary Parties and Organizations (ICOR)

Что такое ICOR?

Международная координация революционных партий и организаций — The International Coordination of Revolutionary Parties and Organizations (ICOR) позиционирует себя как объединение революционных социалистических партий и организаций, различных по идеологическому составу. Однако, как будет показано ниже, фактически объединение далеко от принципов широколевой инклюзивности, и придерживается вполне конкретной идеологической линии.

ICOR была основана 6 октября 2010 г. в результате учредительной конференции в Берлине. Идеологической, политической и практической подготовкой к конференции занималась подготовительная группа в составе:

  • Революционной Организации Конго (ORC);
  • Коммунистической Партии Индии (Марксистско-ленинской) (CPI (ML));
  • Максистско-Ленинской Коммунистической Партии Турции/ Северного Курдистана (MLKP);
  • Союз молодых коммунистов Чехословакии (SMKC- Чешская Республика);
  • Марксистско-Ленинской партии Перу (PML del Perú);
  • Марксистско-Лениснской Партии Германии (MLPD).

Большая часть этих организаций по итогам съезда вошла в президиум. Всего участие в съезде приняли более 30 делегаций. Штефан Энгель (Stefan Engel) из МЛПГ был избран главным координатором, Санджай Сингхви (Sanjay Singhvi) из КПИ (МЛ) – заместителем главного координатора.

Если обратить внимание на место проведения, состав подготовительной группы и выбранных руководителей, можно прийти к выводу, что некоторые организации с самого начала имели в ICOR большее влияние, чем другие. Как мы увидим далее, это не просто догадка.

Через десять дней после первой конференции организация впервые заявила о себе публично, приняв участие в международном культурном фестивале, также прошедшем в Берлине.

В марте 2014 г. прошла вторая конференция, присутствовали 47 делегатов от 28 организаций. Несмотря на выход из состава нескольких членов, по итогам второй конференции ICOR выросла на 12%. Штефан Энгель и Санджай Сингхви были переизбраны на свои должности.

По итогам третьей конференции, прошедшей в ноябре 2017 г., в ICOR состояли 50 организаций из 42 стран. Должности главного координатора и его заместителя остались за представителями МЛПГ и КПИ (МЛ) соответственно.

Последняя на данный момент конференция проводилась в октябре 2021г.

Идеология

ICOR напрямую не позиционирует себя как маоистская организация, заявляет о политике открытых дверей по отношению ко всем революционным организациям и партиям и другим международным объединениям» (из учредительной резолюции).  Устав также формально допускает «различные идеологически-политические подходы и основы отдельных членских организаций, если они не содержат антагонистического противоречия к характеру ICOR». Однако к организациям-членам все-таки предъявляются определенные идеологические требования: отрицание ревизионизма, анархизма, троцкизма, неприемлемость «буржуазных нападок на т.н. «сталинизм и «маоизм». Здесь стоит отметить, сам термин «маоизм» рассматривается как враждебный ярлык, сами маоисты часто не называют себя таковыми, предпочитая позиционировать себя как марксисты-ленинисты (в этой логике маоизм – просто «правильный» марксизм-ленинизм). Тем не менее, некоторые организации в составе ICOR открыто называют себя маоистами, например, Коммунистическая Партия Колумбии (Маоистская) или Российская Маоистская Партия.

Как таковой программы у организации нет, общие установки прописаны в других документах: частично в уставе, частично в учредительной резолюции. Задачей ICOR заявлена координация и взаимопомощь революционных организаций с конечной целью установления диктатуры пролетариата и строительства социализма. ICOR заявляет о своем непримиримом отношении к троцкизму, реформизму и любым формам ревизионизма, что в маоистской трактовке включает в себя весь опыт социалистического строительства в СССР после 1953 г.

Большой упор делается на борьбу с империализмом. Под современными империалистическими государствами понимаются, как развитые государства Запада, так и «новые» империалистические державы: Россия, Китай, Турция. Как и большинство других левых объединений, ICOR также борется за права женщин, защиту окружающей среды.

Маоизм Шрёдингера

Независимо от того, каким термином организации члены ICOR обозначают свою политическую позицию, совсем обойти стороной тему маоизма в данном анализе просто невозможно.

Здесь мы не будем углубляться в теоретические дебри, искать ответы на вопрос «что такое маоизм», пытаться определить «чистый» марксизм-ленинизм, и узнать, насколько оправданно партии добавляют приписку «МЛ» к своим названиям. Вместо этого мы попробуем проследить, как некоторые конкретные идеи Мао наложили отпечаток на идеологические установки, структуру и стиль работы ICOR.

Как следует из Устава, ICOR до некоторой степени допускает терпимость к идеологическому разнообразию своих участников, но только если дело не касается «ревизионизма». Именно вопрос о понимании ревизионизма, поднятый в ходе советско-китайской дискуссии 60х годов, во многом стал водоразделом, выделившим маоизм как отдельное течение. КПК не приняла постулированный Хрущевым на ХХ-м съезде переход к «общенародному государству», и отказ от диктатуры пролетариата, закрепленный в новой программе КПСС, принятой в 1961 г. КПК небезосновательно считала эти шаги капитуляцией КПСС перед буржуазией. Мао, напротив, отстаивал идею обострения классовой борьбы после захвата коммунистами политической власти. Этим положением впоследствии обосновывалось начало культурной революции, которую современные маоисты считают «высшей формой классовой борьбы» (с этим мнением солидарны некоторые члены ICOR, включая, к примеру, МЛПГ). Справедливости ради, стоит ответить, что советское руководство и ряд интеллектуалов-марксистов, в свою очередь, также обвиняли самого Мао в ревизионизме и извращении марксизма. Э. Ильенков разоблачал практикуемую Мао методику подстраивать теоретические положения под собственные волюнтаристские интересы.

Одна из наиболее спорных идей Мао – понятие «социал-империализм» в трактовке, принятой на вооружение официальными органами КПК начиная с конца 1960-х годов. В соответствии с ней, СССР при Хрущеве и Брежневе полностью выродился в буржуазное государство, проводящее по отношению к другим народам империалистическую политику. Более того, СССР считался «более опасным империалистом», чем США. Несмотря на многие негативные тенденции, объективно складывавшиеся в СССР начиная с ХХ съезда, Советский Союз всё ещё оставался социалистическим государством. Наклеивание на СССР ярлыка «социал-империалиста» явно следует не из объективного анализа советского общества, а из необходимости подорвать авторитет СССР среди мирового коммунистического движения, что еще раз показывает тенденции к подчинению теории волюнтаристским устремлениям. Впоследствии сомнительное определение «социал-империализма» было взято на вооружение Дэн Сяопином и, в купе с теорией «трех миров»,  стало теоретическим подспорьем для полного поворота КПК к оппортунизму. Многие современные маоисты склонны дистанцироваться от этих идей, считая их дэнгистским извращением наследия Мао. Однако даже при таком взгляде невозможно отрицать, что линия Дэн Сяопина взялась не из вакуума, а коренится в ошибках, допущенных еще при жизни «великого кормчего».

Мы видим, что разрыв советско-китайских отношений не является праздным вопросом теории. Для ICOR отношение к вопросу о ревизионизме является ключевым для разграничения «свой-чужой». В очередной раз вопросы, кажущиеся проблемами прошлого, оказываются разными точками зрениями на будущее.

Ряд идей Мао, например, представление о революции как о затяжной народной войне, теория охвата города деревней и т.д. сделали маоизм привлекательной идеологией для различных партизанских движений, преимущественно в странах «третьего мира». Входящая в состав ICOR турецкая ТКП-МЛ придерживается партизанских методов ведения борьбы – на их счету ряд нападений на правительственные учреждения и объекты инфраструктуры, турецкое правительство признает организацию террористической.

Однако гарантированное в уставе допущение различных политических подходов (как здесь не вспомнить лозунг «Пусть расцветают сто цветов») позволяет подобным боевым организациям уживаться с приверженцами менее радикальных методов. Хороший пример последних – МЛПГ, с их мирными акциями, раздачей литературы, улыбающимися лицами активистов на фотографиях в открытом доступе – всеми атрибутами обычной европейской легальной левой партии.

Принятие разных практических подходов организаций-членов во многом объясняет отсутствие у ICOR программы. Как понятно из названия, это прежде всего именно «координация» действий, а не жестко централизованная структура, требующая от членов единообразия методов борьбы.

Кто входит в ICOR?

В настоящее время в ICOR состоят в общей сложности 64 члена из 49 стран. Среди них – ряд организаций, действующих на постсоветском пространстве: Группа Коммунистов-Революционеров „Красный Клин“ (Беларусь), Марксистско-Ленинская Платформа (Россия), Российская маоистская партия, Союз маоистов Урала, Координационный Совет Рабочего Движения (Украина).

Несмотря на формальное равноправие, среди членов организации можно выделить несколько неформальных идейных лидеров: МЛПГ  (Германия), КПИ/МЛ «Красная Звезда» (Индия), ТКП-МЛ (Турция), МЛКП (Турция). Все они так и ли иначе признают роль идей Мао Цзэдуна в своей политике.

Приверженность МЛПГ идеям Мао Цзэдуна прописана непосредственно в уставе, партия также активно продвигает маоистские позиции в своих публикациях и издаваемой литературе.

Индийская КПИ/МЛ «Красная Звезда» также признает идеи Мао Цзэдуна неотъемлемой частью своей идеологии.

ТКП-МЛ прямо характеризует свою позицию как маоистскую непосредственно в конституции партии.

МЛКП заявляет о своей поддержке позиции, занятой Коммунистической Партией Китая и Коммунистической Партией Албании в их противостоянии с советским руководством после ХХ съезда КПСС, однако отрицают интерпретацию идей Мао, принятую на вооружение руководством КНР в конце 70-х, включая ревизионистскую теорию «трех миров». Данная теория подразумевала деление всех государств планеты на три «мира»: первый, включающий США и СССР(в трактовке КПК – обе страны — империалисты), второй, объединяющий развитые европейские государства в сфере влияния одного из двух гегемонов, и третий – неприсоединившиеся страны с развивающейся экономикой.

Штаб-квартира Международного центрального комитета (центрального органа ICOR) расположена в Германии (что еще раз подтверждает фактическое лидерство МЛПГ). Также в Германии зарегистрирован официальный сайт организации, при этом немецкоязычная версия сайта работает значительно лучше, некоторые разделы не переведены с немецкого на английский.

По итогам 4-й Всемирной конференции главным координатором была избрана Моника Гэртнер-Энгель из МЛПГ (Германия), заместителем главного координатора – Санджай Сингхви из КПИ/МЛ «Красная Звезда» (Индия).

Центральным органом является Всемирная конференция. Всемирная конференция выбирает Международный координационный комитет (ICC — International Coordinating Committee), координирующий работу между всемирными конференциями, заведующий кассой и представляющий ICOR во взаимодействии с общественностью – в основном через публикации на официальных ресурсах.

В уставе прописано, что принципиальные идеологические и основные политические вопросы не решаются голосованием – членство в организации само по себе уже предполагает согласие с фундаментальными идеологическими положениями. Однако, при необходимости, общеполитические вопросы могут ставиться на голосования, решения принимаются простым большинством.

В начале совместной работы ICOR проводят континентальные конференции в Африке, Латинской Америке, Азии (включая Австралию/Океанию) и Европе, избирающие континентальные комитеты.

Хотя значительная часть членов ICOR фактически являются малыми партиями, не стоит преуменьшать перспективы организации, особенно с учетом популярности маоистских идей среди различных партизанских групп, прежде всего в Азии. Кроме того, организация продолжает расти вширь: со времени основания количество участников выросло более чем в два раза.

Деятельность организации

Несмотря на заявленный плюрализм мнений, ICOR старается проводить единую идеологическую линию, делая общие официальные заявления по ключевым международным вопросам: о солидарности с протестующими в Иране, о солидарности с народом Перуо серии переворотов в Африке (с осуждением как западного империализма, так и «новых» империалистических держав, включая РФ, Китай, Турцию), о солидарности с народом Судана с осуждением гражданской войны, против блокады Кубы, Венесуэлы и Никарагуа, ряд заявлений  о международной борьбе женщин (примеры 1, 2, 3), заявления об экологических проблемах.

При этом континентальные комитеты пользуются большой свободой действий: публикуют собственные резолюции, официальные заявления, проводят различные информационные кампании. ICOR предоставляет трибуну для публикации собственных материалов организаций-участников, а также гостевые материалы от дружественных организаций.

В рамках ICOR регулярно проводятся совместные вебинары (примеры 1, 2, 3). Важно отметить, что вебинары, и прочие образовательные мероприятия также проводятся в основном в рамках континентальных и региональных комитетов – очевидно , что ICOR не пытается выработать  универсальные методы и критерии правильной деятельности, большое внимание уделяется местной специфике – полезный опыт движения в Европе может оказаться совершенно неприменим в Африке. Такой порядок вполне логичен в рамках отстаиваемой Мао концепции невмешательства в дела братских партий в других странах (насколько тогдашнее руководство Китая само следовало этому принципу – вопрос открытый).

На официальном сайте регулярно публикуются статьи как от лица ICOR, так и статьи организаций-членов, либо сторонних организаций.

Через официальный сайт распространяется литература, в основном издаваемая МЛПГ.

Среди практических действий — организация добровольческих бригад для восстановления курдского города Кобане в Роджаве в 2015 г. (при поддержке ICOR была построена больница). Эта акция стала важным шагом в борьбе ICOR за международный авторитет.

Прямо сейчас ICOR ведет активную кампанию в поддержку Палестины: с самого начала конфликта организация сделала ряд заявлений в поддержку Палестины (примеры 1, 2, 3), на сегодняшний день ICOR продолжает распространять информацию о конфликте и призывает к солидарности с народом Палестины. Дело не ограничилось одними заявлениями – в ноябре 2023 г. был также организован сбор средств на медицинские нужды для жителей Газы.

В январе 2024 ICOR объявили о запуске кампании «Год Ленина», в рамках которой организации-члены ICOR проводят тренинги, дискуссии, обучающие мероприятия на улицах и рабочих местах. ICOR также предлагает дружественным организациям присоединиться к инициативе. На момент написания данной статьи кампания продолжала набирать обороты.

В своих официальных заявлениях и статьях ICOR вполне четко выражает отношение к наиболее острым международным вопросам.

ICOR признают конфликт на Украине империалистической войной, в официальных резолюциях осуждали как НАТО, так и правительство РФ (1,2). Также публиковали многочисленные статьи по ситуации на Украине от организаций-членов и сторонних организаций и активистов, стоящих на тех же позициях.

Современный Китай характеризуется как империалистическая держава, его государственное устройство – как бюрократическая диктатура. ICOR регулярно делает официальные заявления в поддержку китайских коммунистов и рабочих. В этом нет ничего удивительного – с маоистской точки зрения Китай бесповоротно встал на путь контрреволюции непосредственно с момента прихода к власти Дэн Сяопина, текущее положение является закономерным итогом этого процесса.

Связь с другими международными организациями

ICOR активно сотрудничает с международной организацией «Международная лига народной борьбы» (International League of Peoples’ Struggle, ILPS), созданной по инициативе маоистской коммунистической партии Филиппин (CPP).

ICOR совместно с ILPS были инициаторами создания организации « Международный антиимпериалистический объединенный фронт против фашизма, войны и разрушения окружающей среды», (International Anti-Imperialist United Front ​against Fascism, War, and Environmental Destruction, сокращенно United Front). Председатель ICOR Моника Гэртнер-Энгель из МЛПГ одновременно является и сопредседателем United Front, ICOR оказывает последним информационную поддержку. В ноябре 2022г. ILPS вышли из состава United Front, обосновав это тем, что «фронт» уделяет недостаточно внимания роли пролетариата в антиимпериалистической борьбе, затушевывает роль РФ, КНР и Турции в росте напряженности в мире, не ставит целью достижения социализма и др. При этом выход ILPS не закончился конфликтом – они продолжают поддерживать отношения как с ICOR, так и с United Front.

Слепота ICOR к оппортунистическим тенденциям в «Объединенном фронте» выглядит несколько странно, учитывая, что «Фронт» выводят на чистую воду идеологически близкие к ICOR товарищи из ILPS. Возможно, обвинения преувеличены, с другой стороны, также вероятно, что руководство закрывает глаза на неприятные тенденции, боясь потерять ценный инструмент своего влияния.

В условиях нарастания противоречий мирового капитализма и усиления империалистического гнета во всем мире вопрос о природе империализма и формах борьбы с ним становится все важнее и актуальнее.

Маоизм и смежные течения всегда придавали большое значение национально-освободительной борьбе. Эта же логика прослеживается в стремлении ICOR наладить взаимодействие с более широкими антиимпериалистическими объединениями, не позиционирующими себя как коммунистические, такими как уже упомянутые ILPS и United Front. Последние являются наглядным примером того, к чему ведет «антиимпериалистическая» риторика без классового подхода – борьба против одних империалистов и игнорирование других, выхолащивание понятия империализма, пренебрежение к роли пролетариата.

ICOR пока удается выдерживать верную линию по многим ключевым международным вопросам, однако опасность скатывания в оппортунизму остается весьма серьезной, особенно в текущих реалиях, когда различные «фронты» и «платформы» зачастую оказываются инструментом подрыва рабочего движения в руках империалистов.

Выводы

С одной стороны, стоить отметить многие позитивные моменты в деятельности и позиции ICOR по ряду международных вопросов.

С другой стороны, сложно не заметить определенные противоречия.

Во-первых, неоднозначная идеологическая позиция. «Различные идеологически-политические подходы» либо полное соблюдение четкой линии? Маоизм – это ругательство в устах ревизионистов, троцкистов и прочих врагов, либо объективно существующее направление политической мысли?

Во-вторых, неизменное доминирование немецкой МЛПГ в объединении, позиционирующем себя как действующее на принципах полного равноправия.

В-третьих, сомнительные международные инициативы с однобоким «антиимпериалистическим» креном, по факту направленные против лишь одной из сторон нынешнего противостояния за мировую гегемонию. При этом в своих резолюциях организация выражала вполне выверенную позицию, поэтому все-таки есть надежда, что сомнительные уклоны в международной позиции будут выправлены.

Пока сложно сказать, насколько указанные противоречия принципиальны для дальнейшей деятельности организации, и насколько они разрешимы. Но можно быть уверенным, что в нынешние турбулентные времена рано или поздно выявится правильность или неправильность организационных принципов и деятельности ICOR.