К 20-м годам ⅩⅩⅠ века, Российское общество оказалось в шатком положении: с одной стороны – три десятилетия пропаганды мещанского отношения к своим братьям по биологическому виду, культа личного успеха. С другой – сильнейший экономический и политический кризис, требующий мобилизации всех сил общества, отрешённое отношение людей к общественным процессам. Но самое страшное — неприязнь к внезапно опомнившимся представителям правящего класса, вспомнившим слова «нравственность» и «патриотизм».
Трудно перевоспитать личность, сформированную той самой пропагандой и действием рыночных отношений, в которых каждый сам за себя. Но за подрастающее поколение стоит побороться.
Недавние слова Мединского о сокращении срока обучения в школе, неоднократные высказывания об исключении курса «обществознания» из школьной программы не мешают использовать этот предмет в качестве мощного средства «патриотического» и «нравственного» воспитания.
В учебнике по обществознанию за авторством Боголюбова для 10 класса, целый параграф посвящён «духовному миру личности».
В нём можно встретить такие слова:
«Человек, у которого развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: его духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности, поэтому некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека».
Итак, школьника подводят к мысли, что духовность первична, деятельность вторична. Но откуда же берутся эти высокие «идеалы», по версии учебника?
«Идеал — это совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке. Эти представления о лучшем, ценном и величественном некоторые учёные называют «моделированием желаемого будущего», которое отвечает интересам и потребностям человека».
А что же такое «духовность»?
«Духовность — это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности. На этом уровне мотивом и смыслом жизнедеятельности человека становятся не личные потребности и отношения, а высшие человеческие ценности».
То есть формирование идеалов связано с фантазией об удовлетворённых потребностях, а духовность — это превосходство «общечеловеческого» над «личным».
Автор развивает мысль:
«К числу важнейших ценностных ориентиров относится патриотизм. Этим понятием обозначается ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность и любовь к Родине, своему народу».
Грубо говоря, думать ты должен о «великом», а «идеал» — приманка перед носом, чтобы было веселей маршировать вперёд. На первом месте «дух», а материальное вторично, потому что:
«Являясь существом общественным, человек не может не подчиняться определённым правилам. Это — необходимое условие выживания человеческого рода, целостности общества, устойчивости его развития. В то же время установленные правила, или нормы, призваны защитить интересы и достоинство каждого отдельного человека».
Ловкой игрой слов автор пытается подменить объективные законы, по которым существует общество, законами юридическими, в которых и «воплощается общечеловеческое». А заодно автор учебника внушает школьникам, что подчинение правилам (без уточнения каким классом установленным) это дескать необходимое условие выживания и вообще иначе нельзя.
Поскольку юридические нормы и правила пишут представители правящего класса, то будьте спокойны — сформулируют они их так, как выгодно буржую:
«С патриотическими ориентирами человека связаны и качества гражданственности, которые сочетают в себе и чувство любви к Родине, и ответственность за нормальное развитие её социальных и политических институтов, и осознание себя полноправным гражданином, обладающим совокупностью прав и обязанностей. Гражданственность проявляется в знании и способности использовать и защищать личные права, в уважении прав других граждан, соблюдении Конституции и законов страны, неукоснительном выполнении своих обязанностей».
Автор учебника ставит общественные процессы в зависимость от личностных качеств человека, то есть от его сознания. Духовность нужна для патриотизма, патриотизм нужен для гражданственности, а гражданственность служит стабильности.
А если посмотреть на этот вопрос под углом материализма?
Как отмечает Ф. Энгельс в своей работе «Анти-Дюринг»:
«Формальные принципы — не исходный пункт исследования, а его заключительный результат; эти принципы не применяются к природе и к человеческой истории, а абстрагируются из них; не природа и человечество сообразуются с принципами, а, наоборот, принципы верны лишь постольку, поскольку они соответствуют природе и истории».
Значит, принцип «духовности», положенный в основу нравственности, патриотизма и гражданственности, не определяет их никоим образом. Он только включает те качества личности, которые, по мнению трактователя, являются «духовными».
Как же воспитывается патриотизм?
Вернёмся к рукописи Энгельса:
«Если поставить вопрос, что такое мышление и сознание, откуда они берутся, то мы увидим, что они – продукты человеческого мозга и что сам человек — продукт природы, развившийся в определённой среде и вместе с ней».
Вот и выходит, что нельзя привязывать чувство патриотизма к нравственности, к чувству «любви», «гордости» и тому подобному.
Патриотизм — черта социальная, формируемая в соответствующей социальной среде. Нельзя привить её декларативным путём, через приказы, законы и даже учебники.
Но для осознания этого нужно знать что первично — бытие или сознание.
Л. Фейербах в статье «Предварительные тезисы к реформе философии» писал:
«Истинное отношение мышления к бытию есть следующее: бытие — субъект, мышление — предикат».
Как прокомментировал это Плеханов:
«мышление обусловливается бытием, а не бытие мышлением. Бытие обусловливается самим собою… имеет свою основу в самом себе».
Из этого следует, что общество действительно подчиняется законам, но не юридическим, как написано в учебнике, а объективным законам бытия.
Именно бытие и его законы, буржуазные пропагандисты от образования игнорируют, тем самым вводя в заблуждение своих учеников. Ведь если их не игнорировать, то придется сказать о капитализме и его противоречиях, о классовых антагонизмах и о преходящем характере капиталистического общества со всей его системой политических и экономических, а также идеологических институтов.
Патриоты, воспитанные на основе ложных представлений о мире, сами стряхнут оковы заблуждений в момент, когда законы бытия силой поставят их с головы на ноги. Это и станет подтверждением истинности материалистического подхода в философии. Вопрос насколько быстро пойдет данный процесс. Но мы приложим все силы к тому, чтобы его ускорить и превратить стихийно патриотическое сознание в классовое.