Б. Тодуа
Есть люди, исторические заслуги которых человечество недооценивает, намеренно или по незнанию затушевывает их значение для развития мировой науки, философской мысли, культуры. Их помнят лишь в узком кругу специалистов, ученых, исследователей, о них говорят только в ходе семинаров, научных конференций, круглых столов. Среди них особняком стоит имя Георга Гегеля – ученого-философа, давшего миру абсолютно новый метод познания – диалектическую логику, открывшую новые пути в развитии философии, которая к концу XVIII века окончательно зашла в тупик, запутавшись в перипетиях собственной ограниченности, обусловленной доктринерским духом эпохи. Осознавая всю важность научных заслуг Гегеля, хочется поподробней рассмотреть как личность, так и идейное наследие великого ученого.
Родился он 27 августа 1770 года в Штутгарте, в семье чиновника, секретаря казначейства. С семи лет его отдали в местную гимназию, где юный Гегель обнаруживал выдающиеся способности к изучению древних языков и античной истории. Окончив ее одним из лучших учеников, Гегель оказывается студентом богословского факультета Тюбингенской семинарии и живет на герцогскую стипендию – почетную в то время премию отличавшимся в учебе, но располагающим скромными доходами учащимся. Это учебное заведение было весьма консервативно по своему устройству, в нем царил дух конформизма, железной дисциплины и подавления инакомыслия. Однако молодой и амбициозный Гегель вместе с лучшими друзьями – Ф. Шеллингом и Ф. Гельдерлином, впоследствии получившими большую известность, не ограничиваются академическими предметами и увлекаются философией, литературой, историей. Там они вместе постигают Спенсера, Канта, Фихте, становятся их приверженцами. Вместе выступают против политики университета, осуждая его догматичность, излишнюю религиозность и политически одностороннюю направленность.
Гегель с восторгом встретил начавшуюся Великую французскую революцию, рассматривал ее как воплощение прогрессивных идей Вольтера и Руссо, видел в ней «примирение божественного начала с миром». Революция воодушевила его, вселила надежду на подобное возрождение на родине – ему казалось, что в Германии перемены зайдут еще дальше и будут более совершенны, ведь их основу будет составлять учение Канта, более последовательное и радикальное. Хотя горячие волны его надежд разбились о суровые скалы реальности, и революция в Германии не только не произошла, но и стала еще более невозможной, Гегель не сделал из этого никаких выводов и остался верен идеализму.
После окончания гимназии, желая достать средства к существованию, Гегель работает домашним учителем в Берне и Франкфурте. В это время он изучает различные науки – богословие, математику, философию, физику, астрономию. Пишет теологические работы о христианстве. Получив наследство, Гегель получает возможность больше заниматься самостоятельно. С этого момента и начинается его деятельность как ученого, формируются его взгляды и мировоззрение, проявляется собственное видение цели, задач и методов, категорий философии. Именно эти идеи, находившиеся тогда, в 1800-х годах в зародышевом состоянии, вылились в последующие годы жизни в новую цельную философскую систему, ставшую основой немецкой классической философии 20 века.
Итак, в чем же великая заслуга Георга Гегеля как философа?
Во-первых, он сделал логику содержательной, доказав, что она имеет связь с бытием, и логические законы, понятия, формы мышления объективно присущи окружающей материи. Это было большим шагом вперед по сравнению с господствовавшей тогда идеей Канта о категориальной природе мышления (по которой все категории и понятия окружающего мира, такие как пространство и время, количество и качество, конечное и бесконечное, – присущи не вещам, а лишь человеческому сознанию). Теперь можно было рассматривать материю в ее самодвижении и развитии, и, соответственно, познавать ее суть, тогда как раньше она «оживала», приобретала определенные формы лишь под воздействием познающего субъекта. Эту идею Гегеля Ленин называл правильной по существу. «Отрицать объективность понятий, объективность общего в отдельном и в особом невозможно. Гегель много глубже, следовательно, чем Кант и другие, прослеживая отражение в движении понятий движения объективного мира». Более того, Ленин считал, что именно «здесь надо искать истинного смысла, значения и роли гегелевской Логики».[1]
Во-вторых, несмотря на идеалистическое понимание процесса мышления, он сумел раскрыть его диалектический характер. Заслуга Гегеля перед наукой состоит в том, что он впервые в систематической форме изложил основные законы и категории диалектики. (Интересно, что в произведениях Гегеля не встречается термина «диалектическая логика», он был введен классиками марксизма-ленинизма) Вся действительность, по Гегелю, полна противоположностей и именно они являются движущей силой ее развития. Правда, под действительностью, ее движением он понимал движение абсолютной идеи, сознания, возвышающегося над материальным миром, но, в то же время, выражающегося через него. В этом-то и состоял гегелевский идеализм – в непонимании того, что сознание — лишь свойство материи, в раздувании его значения.
Кроме этого, Гегель использовал свой подход во многих областях знаний: в религии, праве, истории, эстетике. Это, несомненно, принесло свои плоды, ведь его метод был не просто самым прогрессивным, он был единственно научным, явился этакой нитью Ариадны для дальнейших научных изысканий в любой сфере.
Одними из первых учеников Гегеля были такие выдающиеся личности как Л. Фейербах, Б. Бауэр, И. Штраус. Позже – К. Маркс и Ф. Энгельс. Именно гегелевская логика стала фундаментом новой, марксистской диалектической логики, которая, «очистив учение Гегеля от шелухи идеализма», совершила переворот в представлении философов о движении и развитии природы и общества. И с тех пор буржуазные философы всего мира стараются или извратить, опошлить гегелевское наследие, или затушевать, свести до минимума его значение. Так как последний способ наиболее эффективен, он очень популярен в наши дни. Его философия, как, собственно, и любая другая, в современных учебниках предстает мертвой, совершенно оторванной от нашей повседневности, а потому и не вызывает интереса у молодежи.
Нас, как коммунистов, как людей, стоящих на строго научных позициях, Гегель не может не интересовать. Его учение – это целая эпоха в мировой философии и неотъемлемая часть марксизма, а потому нам необходимо тщательное систематическое изучение его работ.
[1] Ленин В.И. Полн. собр. соч., т.29, с 160, 161