Учение В.И. Ленина о партийном строительстве и современность Социально-философский аспект

ОСИН Роман

Ленинское учение о партийном строительстве сегодня крайне актуально. Мы опять отстранены от власти, современный рабочий класс снова нещадно эксплуатируется, и многие проблемы, которые были актуальны лет сто назад и немыслимы в СССР, вновь стали насущными и злободневными. Таковыми проблемами являются безработица, нищета значительной части населения, разрыв в доходах между богатыми и бедными, катастрофическое отставание страны. Все это есть результат не «плохой» или «бездарной» политики власти, а контрреволюционной реставрации капиталистической общественно-экономической формации, основой которой является капиталистическая частная собственность на средства производства и нещадная эксплуатация небольшой кучкой капиталистов громадного большинства трудящихся, а также ориентация всего развития на получение максимальной прибыли капиталистами. Методологически мы тоже отброшены назад. Если раньше многие прописные истины были понятны и не нуждались в дополнительном истолковании, то ныне приходится начинать изучение основ марксизма-ленинизма с «азбуки». К таковым азбучным вопросам относятся и понятие самой партии, самого авангарда, роли партии в революции, принципы построения партии и другие.

Сегодня у некоторых товарищей (особенно представителей молодежи) складывается впечатление, что под влиянием условий, мы якобы можем немножко «скорректировать» основные узловые пункты учения Ленина о пролетарской партии. С нашей точки зрения, это недопустимо. У них (буржуазии) есть все необходимое для эксплуатации трудящихся: аппарат управления, публичная власть (армия, полиция, ФСБ и иные органы принуждения), они структурированы и имеют определенную иерархию, «вертикаль» и «горизонталь» власти. Также в руках буржуазии сосредоточены СМИ, что позволяет им заниматься «промывкой мозгов» и не допускать правдивой информации. В условиях капиталистического общества у пролетариата ничего подобного нет. Именно поэтому он (пролетариат) вынужден самоорганизовываться посредством создания профсоюзов и иных общественных организаций. Однако такие организации как профсоюзы годны только для экономической борьбы, которая ограничивается рамками капитализма, не устраняет сама по себе коренных его противоречий. Для смены всей общественно-экономической формации нужна политическая организация, авангард рабочего класса, коммунистическая партия. И именно вопросам организации партии Лениным уделялось очень много внимания. Уделим же этому вопросу внимание и мы, ведь сегодня это архи актуальная тема. Современное левое движение крайне раздробленно, зачастую число актива не совпадает с формальной численностью наиболее крупных компартий. В связи с этим вспоминаются многие ленинские идеи о понимании того, кто должен быть членом партии. Эти идеи актуальны и с точки зрения понимания причин гибели первого в мире социалистического государства — СССР. Ведь была же точка зрения у Ленина, что не нужно всему классу быть в Партии! А что у нас было в конце существования СССР? 19 млн. партийцев и почти никакого сопротивления контрреволюции. Нам думается, что в связи с этим назрела острая необходимость проанализировать вновь ленинское учение о партийном строительстве в связи с условиями современной нам обстановки.

Говоря о партии, мы волей-неволей должны сказать несколько слов о сущности государства, ибо партия коммунистов ставит перед собой цель завоевания государственной власти, приведение своего класса к управлению, а, следовательно, неизбежно возникает вопрос об уничтожении ныне существующего государства и ныне существующего класса. Именно поэтому в данном вопросе, на наш взгляд необходимо обозначить следующие основные положения, а именно:

1. Понятие государства.

2. Понимание классовой борьбы.

3. Понимание политической партии.

4. Авангардная роль компартии.

5. Кадровая система компартии.

6.Демократический централизм.

7. О диктаторстве и авторитаризме.

8. Партия как зародыш нового типа государства в рамках существующей формации.

9.Значение теории.

10.Анализ некоторых ошибок партийного строительства КПСС.

11. О текущем моменте.

1.Понятие «Государство».

В марксизме-ленинизме под государством понимается политическая организация экономически господствующего класса, созданная в целях поддержки существующего порядка и подавления других классов общества. Как указывал В.И. Ленин «…государство есть орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, есть создание «порядка», который узаконяет и упрочивает это угнетение»(Ленин. В. И. Избранные произведения в шести томах. Издательство ЦК ВКП(б). 1934 год. Том IV. С. 6.). Признаки государства: территория, население, публичная власть (армия, полиция), суверенитет, аппарат, налоговая система, валюта и пр.

В силу своеобразных условий (внешних, климатических, внутриполитических) российское государство формировалось как деспотическое и тоталитарное. Карательная функция государства в России нашла наиболее явное воплощение. Это во многом приводит к тому, что для свержения такого государства, необходима аналогичная централизованная организация революционеров, ибо в противном случае любой мало-мальски революционный порыв будет нещадно задавлен, как это уже было неоднократно в нашей истории.

2. Классовая борьба.

Исходя из вышесказанного, необходимо понимать, что все учреждения и организации являются воплотителями интересов какого либо класса, иного нет и быть не может.

Основными направлениями классовой борьбы, согласно В.И. Ленину, являются теоретическая, политическая и практически-экономическая. (Ленин В.И. ПСС. Т. с. 27).

Теоретическая — борьба мыслей, борьба идей, концепций. Эта форма борьбы требует наибольшей теоретической марксистской подготовки. Методами выступают агитация, пропаганда, короче говоря, воздействие на сознание. Подчеркнем, что в советских учебниках писали «идеологическая борьба», что не совсем точно. Если мы говорим о теории, то должны говорить о системе логически последовательных взглядов, опирающихся на научные данные, если же говорить об идеологии, то это система оценок и представлений. Идеология носит оценочный характер. Она может базироваться как на научной теории, так и на абстрактных моральных принципах, так и на вероучении. Теория же, даже если она не верна, является системной и относительно логичной, теория всегда стремиться объяснить явление, она аналитична по своей природе, идеология же, как правило, ограничивается лишь оценкой явления. Когда происходит классовая борьба, то каждый класс руководствуется своим видением ситуации, своей теорией и своей идеологией. Но каждая идеология немыслима без теории, иными словами идеология это оценочный элемент теории, идеология делает теорию доступной широким массам и проводит теоретические идеи в более ясной форме в эти самые широкие массы. Исходя из этого, когда мы имеем дело с чисто идеологической борьбой, то должны смотреть в корень и видеть в этой идеологической борьбе борьбу двух теорий, двух мировоззрений — научного (пролетарского) и лженаучного (буржуазного). В каждодневной работе всем коммунистам необходимо руководствоваться теорией ортодоксального марксизма, в противном случае коммунисты никогда не победят, ибо вся сила коммунистического движения и его отличие от других движений, состоит в научном характере марксисткой идеологии, в ее обоснованности, диалектико-материалистическом методе и историческом подходе к развитию общества. Как верно писал В.И.Ленин: «без революционной теории не может быть и революционного движения! (Ленин В.И. ПСС, Т.6. С. 24).

Политическая борьба. Это борьба, направленная на свержение существующего политического строя, существующей власти. Строго говоря, политическая борьба представляет собой борьбу с государством господствующего класса за обладание государственной и политической властью.

Практически-экономическая борьба — это борьба рабочих конкретного предприятия за улучшение условий своего труда, противостояние рабочих с хозяевами.

Пролетариат стихийно, без помощи интеллигенции, может дойти лишь до практически-экономической формы классовой борьбы как борьбы «рабочих с хозяевами за выгодные условия продажи рабочей силы, за улучшение условий труда и жизни рабочих» (ПСС. Т.6. с. 60).

Как указывал В.И.Ленин «социал-демократического сознания у рабочих не могло быть. Оно могло быть принесено только извне. История всех стран свидетельствует, что исключительно своими собственными силами рабочий класс в состоянии выработать лишь сознание тред-юнионистское, т. е. убеждение в необходимости объединяться в союзы, вести борьбу с хозяевами, добиваться от правительства издания тех или иных необходимых для рабочих законов и т. п. Учение же социализма выросло из тех философских, исторических, экономических теорий, которые разрабатывались образованными представителями имущих классов, интеллигенцией. Основатели современного научного социализма, Маркс и Энгельс, принадлежали и сами, по своему социальному положению, к буржуазной интеллигенции. Точно так же и в России теоретическое учение социал-демократии возникло совершенно независимо от стихийного роста рабочего движения, возникло как естественный и неизбежный результат развития мысли у революционно-социалистической интеллигенции» (В.И.Ленин. ПСС. Т.6. С. 30).

Таким образом, привнести сознание пролетариату может только прогрессивная интеллигенция, которая, пропагандируя марксизм — единственно научное учение, формирует политический авангард рабочего класса, объединенный в авангардную пролетарскую компартию. Партия также должна доносить до рабочего класса идеи марксизма, организовывать его не только на сиюминутную борьбу, но и на политическую борьбу со всем политическим строем, всем классом капиталистов, а также растить теоретиков для теоретической борьбы с лженаучными социально-политическими выдумками буржуазии.

3. Понимание политической партии.

Партию можно рассматривать в двух смыслах: юридическом и политологическом.

В юридическом смысле понятие партии определяется действующим на данный момент времени законодательством, потому является временным, непостоянным, а, следовательно, не научным, а сугубо законодательным. Так, в частности, согласно ст.1 современного ФЗ «О политических партиях», под политической партией понимается общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Согласно ст.2 вышеуказанного закона, политическая партия должна соответствовать ряду требований, а именно:

А. Политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации.

Б. Политическая партия должна иметь определенную законом численность (до 1 января 2010 года не менее 50 тыс. человек, с 1 января 2012 года не менее 45 тыс. человек).

В. Руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации

Мы видим, что данное определение имеет усеченный смысл, согласно ему, политическая партия создается исключительно для участия в легальной политической жизни, посредством участия в легальных, разрешенных законом акциях, а также представительством в ныне существующих органах государственной власти. Кроме того, существенными признаками политической партии закон считает численность и представительства по регионам, что на деле не является существенным, ибо порой малочисленная группа может сделать больше толпы. Тем не менее, с точки зрения закона, который пишет буржуазия это определение вполне логично и закономерно, но с точки зрения познания предмета крайне недостаточно. Поэтому, наряду с юридическим определением, имеется и политологическое определение партии.

С позиции марксизма-ленинизма, политическая партия не может быть ни чем иным как авангардом того или иного класса в борьбе за политическую власть. Таким образом, политическая партия в политологическом смысле это сплоченная, организованная группа единомышленников, объединенная общей идеологией, общим направлением деятельности, представляющая собой сборный пункт лучших в идеологическом и политическом смысле представителей класса, чьи интересы она отражает. Основная цель любой политической партии это приход к власти, а точнее привод к власти своего класса.

С этих позиций в современном обществе все политические партии, начиная с социал-демократических, либо оппортунистических и заканчивая либеральными и фашистскими, по своей классовой природе являются партиями власти, другое дело, что сам господствующий класс расколот на группы, элиты, семьи и в ходе конкуренции внутри буржуазии, одна ее часть занимает ведущее место у государственного руля, другая же часть выброшена с политического поля, при этом, это «выбрасывание» носит чисто формальный и сугубо групповой характер, ибо основа господства буржуазии — частная собственность на средства производства при любом клане буржуазии остается неизменной, а сами кланы могут периодически меняться местами и вчерашние «революционеры» становятся «вдруг» «партией власти».

С другой стороны в среде некоторых современных коммунистов, увы, часто бытует мнение, что компартия ныне в России существует только одна — КПРФ. При этом, когда такие товарищи обосновывают свою точку зрения, то ссылаются на государственную регистрацию в Минюсте. На самом деле подобный взгляд носит крайне антимарксистский характер, ибо считать основным признаком партии государственную регистрацию в органах буржуазного государства есть, по меньшей мере, незнание марксизма, а по большей преклонение перед буржуазной законностью, которая никак не может быть барометром в определении партии. Бесспорно, что КПРФ сегодня самая влиятельная и многочисленная левая организация. Однако, нам, марксистам-ленинцам, должно быть ясно, что государственная регистрация — всего лишь временная форма, предъявляемая к нам данным враждебным буржуазным государством. В действительности же основными критериями партии является организованность, сплоченность и единомыслие ее членов. Численность, конечно, тоже не малозначимый критерий, но если в партии состоит 5-10 тыс., вместо положенных по закону 45 тыс., и эти 5-10 тыс. работают дни и ночи и их усилия стоят усилий 100 тыс, то подобная организация по факту будет являться самой настоящей партией. Поэтому с этих позиций в нашей стране, более-менее многочисленных компартий по крайне мере около трех, а всех левых организаций около 45-50.

Подобная коммунистическая многопартийность, конечно же, негативное явление современного левого движения и причины следует искать в социально-классовой структуре современного пролетариата, который раздроблен, представлен множеством отрядов, некоторые представители которых не хотят даже сознавать себя пролетариями. Но это тема отдельной работы и требует более детального рассмотрения. Здесь же кратко отметим, что раздробленность современного пролетариата ведет и к раздробленности левого движения, ибо каждая партия коммунистов есть авангард пролетариата, а если у нас имеется много пролетарских отрядов и слоев, то соответственно каждая компартия отражает преимущественно те или иные слои пролетариата, в зависимости от своей специфики.

Сегодня партии пролетариата — коммунистические партии — это единственные партии, которые не является партиями власти и они должны, максимально консолидировавшись между собой в конкретной работе (подчеркиваем, не абстрактно слиться в одну, а именно консолидироваться в конкретной работе в одно целое), представлять собой передовой пролетарский авангард в борьбе с капитализмом во всех формах (как политической, как теоретической, так и экономической). Остановимся подробнее на этом положении.

4. Компартия как авангард трудящихся.

По Ленину, компартия должна быть сборным пунктом лучших представителей рабочего класса и состоять преимущественно из работающих в ней профессиональных революционеров. В. И. Ленин считал, что «1) Ни одно революционное движение не может быть прочным без устойчивой и хранящей преемственность организации; 2) Что чем шире масса, стихийно вовлекаемая в борьбу… и тем прочнее должна быть эта организация; 3) Что такая организация должна состоять главным образом из людей, профессионально занимающихся революционной деятельностью».

В марксизме-ленинизме четко выделяется особая группа, которая должна сосредоточить руководство партией в своих руках, а именно организация профессиональных революционеров.

Основные черты организации профессиональных революционеров:

Преемственность. На стадии кружковщины (конец 19 века) кружки существовали очень недолгий промежуток времени, их быстро разгоняли и новый кружок не имел практически никакой базы, унаследованной от старого, все приходилось начинать строить с нуля. В организации революционеров такого быть не должно, вся организация должна налаживать преемственность работы, то есть должна уметь сохранить себя, не быть пойманной, разгромленной, уметь формировать смену, на случай если какие-то ключевые фигуры выбыли.

Конспиративность. Без конспиративности не имеет смысла революционная организация. Действовать напоказ, как некоторые современные левые организации, есть самоубийство для компартии, подставление себя под око буржуазной власти.

Узкий круг, входящих в нее лиц. В работе «Письмо к товарищу» В.И. Ленин писал: «Руководить движением должно возможно меньшее число возможно более однородных групп, искушенных опытом профессиональных революционеров» (Ленин В.И. ПСС. Т.7. С. 21). Несмотря на то, что сама партия есть авангард, в самой партии должен быть авангард авангарда, то есть устойчивый круг лиц (желательно освобожденных работников) которые занимаются исключительно партийной руководящей работой. Такие люди должны быть хорошо проверенными, надежными, идеологически грамотными и организационно подготовленными. Такие люди, которых не должно быть много, небольшое ядро, авангард авангарда, способны устойчиво и эффективно руководить целой партийной организацией. Данное положение ничуть не устарело на сегодняшний день. Сегодня нам необходимо стараться сформировать группу профессионалов революционного дела. Работа, учеба, разного рода «бытовые дела» крайне мешают и отрывают от партийной революционной работы. Именно поэтому, с нашей точки зрения, современная левая революционная коммунистическая партия должна иметь возможность материально содержать, по крайне мере небольшой круг профессиональных партийных работников (профессиональных революционеров), деятельность которых состояла бы в исключительно работе на партию.

Централизованность. Всякие разговоры о демократии есть пустой звук, если эта демократия не подкрепляется централизмом, который только и может гарантировать существование и утверждение новой власти, победу революции. Особенностью централизма коммунистов является его осознанность рядовыми членами партии.

Идеологическая монолитность. Без этого признака немыслима ни одна революционная организация. Идеологический плюрализм не является принципом пролетарской партии, фракционность тоже никуда не годится. Если же говорить об узком круге профессиональных революционеров, то в их среде должны быть только идейно идентичные люди, которые знают общую цель и готовы идти за эту цель вперед на любые испытания.

5. Кадровая система компартии.

Партия не тождественна массе и всему классу, потому существуют массовые организации (советы), классовые организации (профсоюзы) и авангард класса (политическая партия пролетариата).

Исходя из этого, согласно ленинизму, членом партии должен быть не всякий сочувствующий.

На 2 съезде выявилось две формулировки понятия членства в партии. Разница между ними в том, что формулировка Ленина говорила о том, что членом партии может быть всякий, кто признает ее программу, поддерживает партию в материальном отношении и состоит членом одной из ее организаций. Формулировка Мартова, считая признание программы и материальную поддержку необходимым условием членства в партии, не считала однако таким условием работу в одной из партийных организаций (См. История Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). Краткий курс. Под ред. Комиссии ЦК ВКП(б). ЦК ВКП(Б) «Правда». 1938. С.41.). В этом и была суть дискуссии. С большими трудностями победила ленинская формулировка.

Не останавливаясь на самом процессе этой победы, сравним две эти формулировки. Ленинская формулировка исходила из того, что партия рабочего класса есть передовой, боевой авангард этого класса, а не сборище сочувствующих. А если это авангард, то люди, которые принимаются в партию, должны выполнять определенные функции. Кроме пассивных функций, как признание программы, материальной поддержки партии, Ленин считал, что член партии должен выполнять и активную функцию, а именно: непосредственно работать в одной из партийных организаций, выполнять задания партии. Ведь признавать программу и платить взносы может, по сути, любой человек. А вот участвовать в непосредственной организаторской работе могут только действительно верные рабочему классу, наиболее талантливые и сознательные люди. Именно эта формулировка являлась формулировкой членства в боевой партии, а не парламентской фракции. И именно поэтому, что формулировка Ленина была тактически и теоретически верной, она нашла поддержку на съезде и вошла в устав партии. Следует отметить тот факт, что на протяжении всей истории КПСС эта формулировка юридически не менялась.

Согласно же формулировки Мартова членом партии мог записывать себя любой стачечник, гимназист, словом, любой желающий, сочувствующий. Для организации, созданной для ликвидации капитализма, такой подход очевидно ложен и вредоносен.

Детально права и обязанности члена партии тогда еще не были закреплены. В этом не было необходимости, ведь рабочее движение в России только набирало обороты, и впадать в казуистику в таких условиях не отвечало потребностям времени. В сформулированном В. И. Лениным определении члена партии мы можем найти те исходные положения, которые получили свое развитие в других уставах и стали на долгое время прочным организационным фундаментом РСДРП(б)-РКП(б)-ВКП(б).

Ленин считал недопустимым раздувание партийных рядов безыдейным балластом, считал необходимым построение строго централизованной организации, состоящей из преданных делу партийцев, авангарда пролетариата. Особой его заслугой было положение о соотношении масс, классов, авангарда и вождей, которое он блестяще сформулировал в работе «Детская болезнь «левизны» в коммунизме». В.И. Ленин писал: «Всем известно, что массы делятся на классы; что противополагать массы и классы можно, лишь противополагая громадное большинство вообще, не расчлененное по положению в общественном строе производства, категориям, занимающим особое положение в общественном строе производства; что классами руководят обычно и в большинстве случаев, по крайней мере в современных цивилизованных странах, политические партии; что политические партии в виде общего правила руководятся более пли менее устойчивыми группами наиболее авторитетных, влиятельных, опытных, выбираемых на самые ответственные должности лиц, называемых вождями» (Ленин В.И. ПСС. Т. 41. С. 24).

Из этой четкой схемы, неизбежно следовал вывод, что не нужно быть всему классу в партии, что класс и авангард класса — разные категории. И В.И.Ленин неспроста указывал в работе «Шаг вперед, два шага назад», что «нельзя же смешивать, в самом деле, партию, как передовой отряд рабочею класса, со всем классом» (Ленин В.И. ПСС Т. 8. С. 244). «Мы — партия класса, и потому почти весь класс (а в военные времена, в эпоху гражданской войны, и совершенно весь класс) должен действовать под руководством нашей партии, должен примыкать к нашей партии как можно плотнее, но было бы маниловщиной и «хвостизмом» думать, что когда-либо почти весь класс или весь класс в состоянии, при капитализме, подняться до сознательности и активности своего передового отряда» (там же, С. 245). В этих глубоких мыслях о роли партии и ее связи с массами заключается основное ядро учения о партии-авангарде. Именно это ключевое ядро ленинизма в учении о партии, было попрано в СССР и часто нарушается ныне, когда показателем работы зачастую считается численность партии, численность приведенных в партию лиц и пр.

Тем не мене был период, когда ленинское учение о партийном строительстве было реализовано в СССР. Особенно хотелось бы отметить такой институт, как партийные чистки. Окончательно система партийных чисток была закреплена в Уставе ВКП(б) 1934 года. В п. 9 Устава говорилось, что периодическими решениями ЦК ВКП(б) проводятся чистки для систематического очищения партии от:

классово-чуждых и враждебных элементов;

двурушников, обманывающих партию и скрывающих от нее свои действительные взгляды и срывающих политику партии;

открытых и скрытых нарушителей железной дисциплины партии и государства;

перерожденцев, срастающихся с буржуазными элементами;

карьеристов, шкурников и обюрократившихся элементов;

морально разложившихся, роняющих своим неблаговидным поведением достоинство партии, пачкающих знамя партии;

пассивных, не выполняющих обязанностей членов партии и не усвоивших программы, устава и важнейших решений партии (Устав ВКП(б) 1934 года//ВКП (б) в резолюциях и решениях резолюций съездов, конференций и пленумов в 2 частях. Ч. 2. ХVII съезд ВКП (б). М. 1936. С. 598).

Рассмотрим этот вопрос чуть подробнее.

Чистка 1921 года. Первой из таких чисток, как мы уже говорили, была чистка 1921 года. Но этим партия не ограничилась. Как сообщает нам резолюция «О чистке и проверке членов и кандидатов ВКП(б)», принятая на XVI партконференции, между XIII и XIV партийными съездами была проведена проверка членов и кандидатов партии непроизводственных ячеек с целью выявления и вычищения социально чуждых элементов, проникших в партию. Всего проверено было около 25% всего состава партии, при чем исключению подверглось около 6% проверенных (Устав ВКП(б) 1934 года//ВКП (б) в резолюциях и решениях резолюций съездов, конференций и пленумов в 2 частях. Ч. 2. ХVII съезд ВКП (б). М. 1936. С. 598). Кроме того, за восстановительный период (1922-1929 гг.) партия систематически проверяла свои ряды путем деятельности контрольных комиссий. За период с 1922 по 1 июля 1928 года из партии было исключено, добровольно выбыло, не явилось на перерегистрацию 260.144 (см там же). Особенно следует обратить внимание то, что чистке подвергались центральные, местные и вузовские ячейки. Так, по решению XIII съезда в 1925 г. была проведена чистка советских и вузовских ячеек; исключено 6%.. Всего между 1921 годом и концом 1929 года в этих местных чистках было вычищено 260.000 человек.

Порядок чисток был таким: каждый член организации выходил перед «комиссией по чистке» из нескольких (как правило, трёх) человек, присланной вышестоящей организацией и прошедших чистку ранее, клал перед ней на стол партбилет и личное оружие, отвечал на ее вопросы, а также на вопросы присутствующих. Если он признавался достойным оставаться в рядах партии, партбилет и оружие возвращались. Первоначально подвергались проверке, прежде всего, социальное происхождение и участие в революции, а также идеологическая грамотность (задавались вопросы на знание теории марксизма-ленинизма и т. д.) и морально-бытовой облик партийца. Согласно партийной переписи весны 1922 г, численность партии за год сократилась с 732 тыс. до 410 тыс. человек. Более 1/3 было исключено как за нестойкость, лодырничество, как ненужный элемент (аналоги: сомнительный, колеблющийся элемент, балласт, неподготовленный и т.д.). Почти 25% было вычищено за дискредитацию советской власти, шкурничество, карьеризм, пьянство, буржуазный образ жизни, разложение в быту, в том числе религиозные убеждения, взяточничество, шантаж. 3,1% покинули партию добровольно, в том числе в знак протеста против введения НЭПа.

Необходимо отметить тот факт, что партия чистилась с учетом указаний беспартийных масс. В. И. Ленин говорил, что «чистить партию, считаясь с указаниями беспартийных трудящихся, — дело великое. Оно даст нам серьезные результаты. Оно сделает партию гораздо более сильным авангардом класса, чем прежде, сделает ее авангардом, более крепко связанным с классом, более способным вести его к победе среди массы трудностей и опасностей» (Ленин В. И. Сочинения. 4 изд. Т. 33. С. 18-19).

Таким образом, мы можем видеть, что партийные чистки были не избавлением партноменклатуры от неугодных, а подлинно классовым делом пролетариата по очищению своих рядов, и, следовательно, укреплению единства компартии, что вело нашу страну и всю планету к новым социалистическим свершениям. Чистки партии помогли в 1920-х годах освободить партию от идейно чуждых элементов, а так же улучшить социальный состав партии. Так, если в 1922 году доля пролетариата составляла 44% партии, то на 1 июля 1928 года уже 62%.

Чистка 1929 года. Причины чистки были все те же: борьба с мелкобуржуазной стихией в партии. Несмотря на чистку 1921 года, за период с 1921 по 1929 годы численность партии увеличилась с 732 тыс. в 1921 году до 1,5 млн. в 1929 году (См. В. И. Линин. Власть партии или партия у власти // Диалог №9. 1990 год). Такой огромный рост не мог не беспокоить руководство ленинской партии большевиков, которое прекрасно понимало чреватость правящего статуса у партии. По прямому указанию XVI партконференции в 1929—1930 гг. была проведена первая после 1921 г. официальная чистка. Из партии было вычищено около 100 тыс. человек, в числе которых, особенно в сельской местности, было немало сочувствующих правым (см. Боффа Дж. История Советского Союза ).

Чистка 1933-1936 годов. Последней «генеральной чисткой» была знаменитая чистка 1933 года и последовавшая за ней компания по обмену партийных билетов, продолжавшаяся до 1936 года. Всего же за период 1933 по 1939 годы из партии было вычищено 1 220 934 человек (по некоторым данным, 1920 тыс.) (см. Авторханов. А. Г. Технология власти ). В 1939 году на XVIII партсъезде чистки были отменены. В те же годы прием в партию был также приостановлен. С нашей точки зрения, отмена партийных чисток, была преждевременной и нанесла существенный вред партии, однако это отдельная тема, над которой автором настоящей статьи ведется работа.

Подобные меры чистки партии есть не что иное, как практическая реализация идей диктатуры пролетариата, где каждый гражданин «от дворника до министра» несет равную ответственность за свои поступки, за свой труд. И в этом главное, ключевое, что мы можем вынести из тех времен, времен подлинной практически осуществляемой диктатуры пролетариата, которая представляет высшую форму демократии на деле, а не на словах. Также опыт чисток показывает нам, что гордое звание члена компартии может носить не любой обыватель, а только тот кто делом доказал свою преданность революции, пролетариату, словом кто является авангардом своего класса.

6. Демократический централизм.

Данный принцип является ключевым и основополагающем в пролетарской организации. Он хорошо сочетает в себе демократические и централистские начала, тем самым позволяет создать централизованную авангардную пролетарскую организацию, которая способна свергнуть капитализм. Принцип демократического централизма закреплен во многих уставах современных компартий и движений. В частности, в Уставе РКСМ(б), демократический централизм означает:

— выборность всех руководящих органов осуществляется снизу доверху;

— регулярную сменяемость и отчетность руководства перед членами организации и вышестоящим руководством;

— строгую, единую для всех дисциплину и подчинение меньшинства большинству;

— безусловную обязательность решений вышестоящих органов для нижестоящих;

— коллективность в работе всех организаций и руководящих органов в сочетании с личной ответственностью каждого члена партии за выполнение уставных обязанностей.

Мнение меньшинства фиксируется в партийных документах в том случае, если меньшинство настаивает на этом и за него проголосовало определенное количество делегатов съезда, конференции, членов организации.

Таким образом, видно, что демократический централизм предполагает не только демократизм, но и жесточайший централизм, консолидирующий организацию в единое целое.

7. Об авторитаризме, диктаторстве и прочих «недемократических» моментах.

В связи с этим несколько слов хотелось бы сказать о таких «недемократических» вещах как авторитаризм и диктаторство. Очень часто в настоящее время, да и в прошлые годы истории нашего левого движения, прибегают к абстрактным пользованиям понятиями демократизм, авторитаризм, централизм и пр. При этом не учитываются классовые аспекты, так и конкретно-историческая обстановка. Так в частности, всем известно, что Никита Сергеевич Хрущев в своем знаменитом докладе «О культе личности» открыто обвинял Сталина в «отходе от ленинских принципов руководства партии», «Культе личности», «узурпации власти» и пр.

Аналогичную картину можно наблюдать и сегодня, когда некоторыми товарищами забывается суть демократического централизма и под флагом демократизма идет попрание централизма, а ведь только централизованная организация сможет произвести ниспровержение буржуазных классов и построить новое — коммунистическое общество.

С нашей точки зрения, подходя к анализу понятий авторитет, авторитаризм, диктаторство, нужно руководствоваться двумя детерминантами, а именно: экономическим и классово-политическим.

Экономический детерминант. Отличительная особенность мышления всех настоящих марксистов состоит в материалистическом анализе любого политического явления. Если мы будем исходить из такого анализа, то быстро придем к выводу, что политические отношения и, как их составная часть, внутрипартийные отношения являются надстройкой над экономическим базисом общества. Что это может означать? Это может означать только то, что для понимания таких явлений как авторитаризм, диктаторство и прочее, следует посмотреть на те материальные условия и ту материальную надобность этих явлений. Следовательно, говоря об управлении государством, партией, любой организацией, которая претендует на руководство обществом, нужно изучить структуру организации экономики, а для этого необходимо бросить взор на само производство. В рамках настоящей статьи мы не можем уделять этому подробное внимание, однако ограничимся некоторыми словами В.И.Ленина на этот счет. Как известно современное производство целиком и полностью строится на крупной промышленности. Как не крути, а без нее ни о каком прогрессе речи идти не может. Ленин, прекрасно понимая это, утверждал в работе «Основные задачи советской власти», что «всякая крупная машинная индустрия — т. е. именно материальный, производственный источник и фундамент социализма — требует безусловного и строжайшего единства воли, направляющей совместную работу сотен, тысяч и десятков тысяч людей. И технически, и экономически, и исторически необходимость эта очевидна, всеми думавшими о социализме всегда признавалась как его условие. Но как может быть обеспечено строжайшее единство воли? — Подчинением воли тысяч воле одного» (В.И.Ленин. Избранные произведения. Том 4. Издательство ЦК ВКПб 1933. С. 258). Далее, он говорил: «Это подчинение может, при идеальной сознательности и дисциплинированности участников общей работы, напоминать больше мягкое руководство дирижера. Оно может принимать резкие формы диктаторства, — если нет идеальной дисциплинированности и сознательности. Но, так или иначе, беспрекословное подчинение единой воле для успеха процессов работы, организованной по типу крупной машинной индустрии, безусловно необходимо» (там же). Аналогичные мысли высказывал и Ф.Энгельс: «Желать уничтожения авторитета в крупной промышленности значит желать уничтожения самой промышленности — уничтожения паровой прядильной машины, чтобы вернуться к прялке» (Ф.Энгельс «Об авторитете». Том.18).

Из подобных цитат вытекают далеко идущие выводы, которые можно свести к следующему утверждению: современная организация крупной промышленности, экономики, всей инфраструктуры построена на авторитарности, подчинении, деспотических методах управления. И это авторитарное управление в области базисных отношений не может не оказывать своего воздействия на систему управления в области надстроечных отношений и именно поэтому, мы все чаще и чаще можем наблюдать в крупных странах естественную эволюцию буржуазной демократии в сторону фашистской деспотии.

Классовый детерминант. Однако вышеприведенное утверждение вовсе не означает, что коммунистам пристало восхищаться любой диктатурой и любым сильным государством. Как мы указывали выше, государство это организация экономически господствующего класса, следовательно, при капитализме мы не заинтересованы в деспотии государства. Все меняется при социализме и прежде всего характер авторитарности и диктаторства. В.И. Ленин писал: «решительно никакого принципиального противоречия между советским (т. е. социалистическим) демократизмом и применением диктаторской власти отдельных лиц нет. Отличие пролетарской диктатуры от буржуазной состоит в том, что первая направляет свои удары против эксплуататорского меньшинства в интересах эксплуатируемого большинства, а затем в том, что первую осуществляют — и через отдельных лиц — не только массы трудящихся и эксплуатируемых, но и организации, построенные так, чтобы именно такие массы будить, поднимать к историческому творчеству» (В.И.Ленин. Избранные произведения. Том 4. Издательство ЦК ВКПб 1933. С. 258).

Как мы видим, с изменением классовой природы государства, изменяется и сущность диктаторства, которое превращается из навязывания воли меньшинства большинству в подавление меньшинства большинством, а также в доведении несознательного большинства его собственным авангардом до своего уровня.

Именно поэтому в области внутрипартийной дисциплины на всех стадиях развития революционного движения и в области внутригосударственного управления на стадии социализма необходимы и полезны диктаторские авторитарные методы управления, ибо они являются по сути дела гарантией победы и сохранения пролетарской демократии. Если говорить о социализме, то диктаторство в политическом управлении в интересах трудового большинства и диктаторство в промышленном управлении приводятся в соответствие друг с другом. Если при капитализме диктаторство политического управления приходило в несоответствие с развитием промышленности, ибо осуществлялось в интересах меньшинства и обостряло противоречие труда и капитала, то соотношение политического диктаторства при социализме с экономическим диктаторством в промышленности являет нам пример приведения производственных отношений в соответствие с развитыми производительными силами, а, в конечном счете, приведение политической надстройки в соответствии с экономическим базисом общества, ибо, повторимся, политическое диктаторство советской власти осуществляется в интересах большинства и помогает устранить противоречие труда и капитала, приводит в соответствие экономическому базису политическую надстройку.

Кроме того, необходимо понимать и еще один политический момент неизбежного авторитаризма новой власти. Момент этот связан с тем, что любая власть есть, во-первых, власть какого-то класса и по своей природе является диктатурой, во-вторых, любая новая власть на начальном этапе своего развития, должна проявлять максимальную жесткость ко всем слоям населения, максимально твердо проводить в жизнь интересы своего класса, если надо подавлять не только противоположные классы, но и реакционные несознательные элементы своего класса. На эту тему хорошо высказывался Ф. Энгельс в упомянутой выше работе «Об авторитете». Приведем его высказывание: «Революция есть, несомненно, самая авторитарная вещь, какая только возможна. Революция есть акт, в котором часть населения навязывает свою волю другой части посредством ружей, штыков и пушек, то есть средств чрезвычайно авторитарных. И если победившая партия не хочет потерять плоды своих усилий, она должна удерживать свое господство посредством того страха, который внушает реакционерам ее оружие» (Энгельс Ф. Т.18.).

Сегодня, когда многие обыватели испытывают иллюзии по поводу демократии, считают, что может быть какое то «народное демократическое государство», эти слова Энгельса очень важны. Повторимся, что надо помнить и внушать эту истину всем трудящимся, а именно то, что государство и вся политическая система есть инструменты господствующего класса, служащие ему, а, следовательно, если сегодня эти инструменты служат буржуазии, то завтра, когда они будут сломаны и заменены новой политической системой — диктатурой пролетариата, эта новая политическая система будет такой же диктатурой только уже от имени не буржуазии, а пролетариата, но именно такой же ничем не прикрытой классовой диктатурой нового господствующего рабочего класса.

8.Партия как зародыш государства нового типа.

С нашей точки зрения, после взятия власти, компартию можно рассматривать не просто как авангардную пролетарскую организацию, но и как зародыш нового типа государства, ибо нам должно быть четко ясно, что после прихода к власти, компартия становится правящей и неизбежно берет на себя функции государственного управления, что не может не приводить к расширению некоторых основ внутрипартийной дисциплины до уровня внутригосударственной.

Кроме того, взаимоотношения товарищества и осознанной дисциплины в рамках партийной субординации, должны стать нормой для отношений государственной номенклатуры (в данном контексте под номенклатурой понимается слой управленцев, который на период социализма еще будет оставаться), тем самым потихоньку вытеснять привычку преклонения перед начальством, чинопочитания, иерархичности. Партийная дисциплина пролетарской партии основана на том, что руководство не правит, а берет на себя управленческие организаторские обязанности, берет на себя большую ответственность, соответственно и отношение к такому руководству в пролетарской партии не как к далеким от масс вождям, а как к старшим товарищам, первым среди равных и не иначе. И подобные отношения неизбежно должны будут переходить на отношения между государственными служащими, которые частично будут рекрутироваться из рядов партии и получать заработную плату не выше рабочего. Затем подобные правила распространяться и на все общество в целом. Это будет громадным шагом вперед на пути отмирания государства.

9. Ключевая роль теории.

Монолитный авангард рабочего класса не может не быть идеологически единым и идеология не может становиться в разряд вероучение. Основным отличием коммунистов от любых других сторонников справедливости, это то, что только коммунисты могут объяснить пути к этой справедливости как и саму справедливость научно. То есть только коммунисты строят план будущего общества не на основе выдумок и желаний, а на основе изучения закономерностей развития ныне существующего общества. Именно поэтому В.И. Ленин верно писал, «что роль передового борца может выполнить только партия, руководимая передовой теорией» (Ленин В.И. ПСС, Т. 6. с. 25). Основными признаками марксистской идеологии можно считать:

Партийность

Научность

Логическую структурированность

Ярко выраженный классовый характер

Целостность

Конкретно-исторический подход к анализу происходящих событий.

Именно научная осознанность пролетариатом своих интересов и понимания того, как их завоевать, сделает его идеологически непобедимым, ибо будущее только за осознанной идейностью, за пониманием необходимости коммунистического переустройства общества, а не за верой в него как в бога. И именно теория Маркса-Энгельса-Ленина-Стaлина в ее творческом развитии только и может дать пролетариату такое научное мировоззрение и понимание.

10. Некоторые ошибки КПСС.

Современным коммунистам следует проанализировать свои ошибки в области партийного и государственного строительства, выявить извращение ленинских принципов партстроительства и не допустить в дальнейшем повторения старых ошибок. Конкретными ошибками, которые следует учесть после второго издания Великого Октября, следует считать такие как: раздувание партийных рядов, сращивание хозяйственной номенклатуры с партийной, непродуманное и ни чем не обоснованное раздувание партийных функций.

Следует иметь в виду, что партия и комсомол не должны облекать в свои ряды миллионные массы населения, как оно было в СССР.

К концу существования СССР в рядах компартии состояло около 19 млн. человек, что непозволительно много.

С нашей точки зрения, это грубое попрание ленинского учения о массах, классах и партии как авангарде. Это фактически претворения в жизнь не ленинского, а мартовского подхода, превращение авангардной компартии в номенклатурную систему управления, «контору» для обустройства личной карьеры, личного блага, что не могло не вести к ее буржуазному перерождению. Эта ошибка дорого стоила нашей партии, нашей стране, всему мировому коммунистическому движению в целом.

Другой значимой ошибкой являлось сращивание партийной и хозяйственной номенклатуры, что иллюстрирует нижеприведенный рисунок.

Структура краевого, областного комитета партии

Структура краевого, областного комитета партии

Глядя на подобные схемы, задаешься вопросом, а в чем собственно тут проявляется авангардная роль партии, в чем тут вообще проявлена партия? Кроме отделов пропаганды и агитации, организационно-партийной работы, науки и учебных заведений, партийной комиссии и общих дел, все остальные являются сугубо техническими, хозяйственно-управленческими и, строго говоря, не должны иметь к партии непосредственного отношения. Ведь что происходило у нас при подобной структуре партии? А происходило следующее: те, кто желал продвинуться по служебной лестнице на ниве хозяйственного управления, вступали в партию. Они могли быть отличными специалистами и управленцами, но для того, что бы быть членом компартии этого недостаточно. Для того, что бы стать партийцем нужно еще иметь коммунистическое научное мировоззрение, основанное на диалектическом материализме и последовательные политические коммунистические революционные взгляды, основанные на материалистическом понимании истории и классовом подходе. Если же мы стираем грань между хозяйственными работниками и партийными, то происходит ухудшение, как партийной, так и хозяйственной работы, ибо партия и завод вещи все-таки разные. Как говорил еще Сталин: «Некоторые товарищи думают, что на руководящие должности на фабриках, на заводах можно выдвигать лишь партийных товарищей. На этом основании они нередко оттирают способных и инициативных беспартийных товарищей, выдвигая на первое место партийцев, хотя и менее способных и неинициативных. Нечего и говорить, что нет ничего глупее и реакционнее такой, с позволения сказать, «политики». Едва ли нужно доказывать, что такой «политикой» можно лишь дискредитировать партию и оттолкнуть от партии беспартийных рабочих. Наша политика состоит вовсе не в том, чтобы превратить партию в замкнутую касту. Наша политика состоит в том, чтобы между партийными и беспартийными рабочими существовала атмосфера «взаимного доверия», атмосфера «взаимной проверки» (Ленин). Партия наша сильна в рабочем классе, между прочим, потому, что она проводит такую именно политику. [Сталин И.В. Сочинения. Т. 13. c.68].

Из этой цитаты напрашивается вывод, что основной ошибкой кадровой политики коммунистов было расширение численности партии, но как не парадоксально, сужение ее социальной базы. В будущем следует больше внимания обращать на расширение социальной базы партии, привлечение беспартийного актива к работе и строгой фиксации членства в партии, ограниченный прием в партию, понимание того, что партия это не армия, а именно передовой отряд. Смещение хозяйственных и партийных функций в одно целое есть громадная ошибка, приводящая как к падению уровня управления хозяйством (ибо, отдавая приоритет члену партии, тем самым ставились на второй план профессиональные качества хозяйственника), так и к падению уровня партийной работы, ибо в партию начинали проникать люди, заинтересованные в конкретном продвижении по службе и совсем не искушенные в марксистской идеологией.

10. О текущем моменте.

В настоящее время крайне актуальна борьба с анархическим уклоном, который под видом демократизма проводит левый оппортунизм в области организационных вопросов, таким образом, подрывает организационные основы нашей партии, льет воду на мельницу врагов рабочего класса, фактически является тем же злом что и правый государственнический оппортунизм с тем лишь отличием, что правый оппортунизм надеется на ныне действующее государство и сковывает рабочий класс, отговаривая его от «провокаторских» решительных действий. Левый же оппортунизм, прикрываясь демократизмом на словах, мешает на деле появлению монолитной авангардной организации ленинского типа и тоже сковывает рабочий класс, мешает ему организоваться в классовой борьбе, таким образом, помогает его врагам, буржуазии всех стран. Именно поэтому всем тем товарищам, которые, быть может и без злого умысла, склонны либо к левому, либо к правому уклону, следует переосмыслить свои суждения и отнестись критически не только к классикам марксизма (Марксу, Энгельсу, Ленину и Сталину, которых ныне кто только не желает «дополнить», «поправить», «скорректировать» и т.д.), но и к своим собственным мыслям. Всем остальным современным коммунистам необходимо бороться за чистоту ортодоксального марксизма-ленинизма как учения Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина по всем вопросам, начиная с политической экономии и заканчивая партийным строительством, которому посвящена данная статья. При этом необходимо развивать это учение дальше, четко отграничивая творческое развитие и осмысление от подмены под видом «творческого развития» и ревизии.

Отличительной особенностью В. И. Ленина являлось то, что он реализовывал свою теорию на практике и тем самым его теория отличается своей живостью, диалектичностью, гибкостью, революционностью. Критика ленинизма со ссылкой на то, что якобы жизнь по ленинизму довела страну до развала, ошибочна и ненаучна. Такие критики не понимают, что ленинизм закончился смертью И. В. Сталина, который развивал марксистско-ленинскую теорию. После смерти И. В. Сталина ленинизм частью канонизировался и перестал развиваться, а частью подвергся правооппортунистической ревизии, а ведь вся сила ленинизма и заключается в его диалектичности и революционности. Сам Ленин говорил, что марксизм не догма, а руководство к действию. Таким образом, утеряв диалектичность и революционность — главные черты ленинизма, советское руководство 70-80 годов довело страну до кризиса, который послужил одной из причин последующего развала Советского Союза. Любой общественно-политический строй нуждается в постоянном обновлении. Если его не обновлять, то даже самая хорошая система рухнет. Жизнь идет вперед и поэтому когда некоторые «ленинцы» предлагают вернуться на 100% к системе, которая была в Советском Союзе, они не понимают, что именно этим они и противоречат В. И. Ленину. Ленин, как и основатели марксизма, всегда учитывал конкретно-исторические условия и использовал теорию применительно к практике, что делало эту теорию еще более совершенной, так как теория развивается в неразрывном взаимодействии с практикой. И наоборот, когда некоторые «марксисты-диалектики» начинают покушаться на основы ленинизма (слом буржуазной государственной машины, теория социалистической революции, отмена частной собственности, установление диктатуры пролетариата и пр.), продвигая под флагом «творческого развития» ленинизма, ревизионизм, то и здесь необходимо наносить ответные идейно-политические удары. Задача всех коммунистов сегодня состоит как в творческом развитии Ленинско-Сталинского учения, так и в сохранности его основных положений. Тогда и только тогда мы, наконец, сможем вновь увлечь за собой самые широкие слои трудящихся, в результате чего одержим победу в борьбе с капиталом. И вновь взовьется над Кремлем всепобеждающее красное знамя идей Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина, и напишет общество на этом знамени лозунг «от каждого по способностям, каждому по труду», а спустя некоторое время «от каждого по способностям, каждому по потребностям» когда сознательный, творческий труд превратиться в главную жизненную потребность человека!