Театр. Логика времени.

Blanqi

Основатели МХАТа, люди творческие и меценаты, особенно гордились тем, что при его создании не было истрачено ни копейки из государственной казны. Из сегодняшнего дня, откуда раздаётся плач о недостатке финансирования культуры, это кажется непонятным. Между тем всё очевидно — театр не музей и не библиотека, это частное предприятие для узкого круга лиц. Аморально обирать нищее население для увеселения немногих — примерно так высказался бы о государственной поддержке театра Лев Толстой, и не он один. Почему житель глубинки России, который никогда не увидит московских театральных «шедевров», должен их оплачивать?

Но представим, что такой рядовой, обычный человек из Н-ска, решил прикоснуться к прекрасному и приехал в Москву. Он подходит к театральной кассе и поражается обилию театров, спектаклей. Долго изучает афишу и, к своему удивлению, не находит множества пьес, вошедших в «золотой фонд» мирового репертуара. Ничего удивительного — деньги на «культуру» театры получают, но ставят то, что считают нужным. Ладно, наш человек решает приобрести билеты, и тут выясняется, что цены на билеты рыночные. То есть деньги с народа театры получают, а цены на билеты для этого народа устанавливают сами. Какое дело, что другой целью МХАТа было создать «общедоступный театр» — так он назывался при рождении и таким являлся. Потратившись, наш театрал приходит на хорошо известный по школе, книгам и радио спектакль. И что он получает? Герои и героини — помесь шизофреников с сексуальными извращенцами, костюмы для действия 19 века — джинсы, декорации вообще не относятся ни к какому времени, текст автора изрезан и сокращён до неузнаваемости. Свобода творчества за чужой счёт, свобода на мерзость прежде всего. И такое наши люди должны оплачивать всю свою жизнь?

Массовое финансирование театров и других творческих коллективов государством, то есть из карманов других людей должно быть прекращено. Должно остаться несколько музыкальных и десяток (по всей стране) драматических театров. Их репертуар должен включать все давно и прочно признанные шедевры мирового искусства в постановках, максимально приближенных к замыслу авторов. Цены на билеты должны быть фиксированно низкие, театры должны много гастролировать и только по своей стране. Всем остальным театральным труппам предоставляется полная свобода творчества и выживания — за собственный счёт.

Вне морали нет искусства, культуры, просвещения. Развращённая «творческой свободой» за общественный счёт личность ничего в искусстве не создаст. Тем более что понимает, из чьих рук кормится. Авгиевы конюшни разложившейся культурной элиты должны быть вычищены и перестроены для людей. Тогда на очищенном месте может появиться новый «МХАТ» — независимый, общедоступный, творческий.

 

Оригинал: http://blanqi.livejournal.com/66886.html