Овощная культура

Александр
 

«Все засосало мещанское болото. Все ж расписано на 20 лет вперед, как в Госплане — в начале холодильник купят, потом на телевизор копить начнут».

«Москва слезам не верит»

Как, наверное, здорово, каждый день возвращаться с работы к любимому телевизору, варить пельмени и обсуждать с женой подробности новых производственных сплетен. А, засыпая, мечтать о новом плазменном экране или сотовом телефоне, который можно будет взять в кредит (под минус миллион процентов), если подкопить немного денег.

Будущее оказалось гораздо кошмарней многих антиутопий. И если кошмары в книгах, обычно, явно указывали образ врага, будь то злой тоталитаризм, атомная война или что-нибудь такое, с чем сразу понятно необходимо бороться, то в реальности механизм оказался скрытым и даже претендующим на свободу. Свободу выбора на полках супермаркета.

Общество потребления на самом деле представляется потреблением общества, ситуации, когда люди прямо заявляют о том, что они живут для того, чтобы потреблять, давно не единичны и уже скорее правило, чем исключение. Советские интеллигенты, мечтавшие о сорока видах колбасы и видеомагнитофонах, получили, то, что хотели. Вопрос только в том, какой ценой это мещанское «счастье» досталось, и всё ли за него заплатили?

Механизм открывает великолепные плюсы: корпорации получают огромные продажи, правительства вместо недовольства — «овощей», которых не интересует ни политика, ни, по большому счету, собственная жизнь, которая представляется ими как циклы работы, чередующиеся с циклами хождения по магазинам. Единственное, что может вызвать какое-либо возмущение у таких «индивидов» — резкое повышение цен или падение покупательной способности валюты. Абсолютная лояльность.

Не сложно представить каким будет следующее поколение, если уже сейчас первые слова ребенка часто не «Мама-папа», а «дай» или «моё».

К тому же какой-либо протест в заданных рамках может показаться идиотизмом — «Вы, что же против товаров в магазине?». Ёще одна сложность заключается в том, против кого это протест будет направлен, ведь никто якобы не принуждает людей выбирать такой образ жизни, а просто лишает людей альтернатив путем психологического подавления с помощью механизма «если у тебя нет этой супермодной приблуды, то ты лузер». В этой ситуации, человек, заявляющий, что у нет сотового телефона просто потому, что он всю жизнь без него отлично справлялся и не считает нужным покупать его только потому, что он есть у всех, внушает подозрение в отсутствие денег. А в нашем обществе это непростительный грех.

Причем эта проблема из разряда «бревен в собственном глазу» — «всё это конечно так, но я то не такой» говорит какой-нибудь потребитель, стоя в очереди за новым DVD-плеером.

Проблема проработана до дыр, написана масса книг, таких как «Иметь или быть» Э. Фромма или «Общество потребления» Ж. Бодрийара, К. Маркс в «Экономико-философских рукописях» писал об этой опасности, когда её еще не было — теория есть, нет практики. Конечно, сопротивление подобному образу жизни в основном личностная инициатива, но таким способом систему не изменишь. Поэтому мы призываем все левые оппозиционные силы к противодействию превращению людей в молча жующее стадо. Необходимо усилить обращение внимания на бездумное потребление и СМИ, промывающее нам мозги западным образом жизни.

В качестве альтернативы, мы предлагаем начать с поддержки «Дня без покупок» («Buy Nothing Day») — акции, массово проходящей во многих странах мира, но только не в России. Смысл акции заключается в том, чтобы донести до людей к чему приводит безмерное потребление. Подробности и способы проведения без труда можно узнать, набрав в любом поисковике её название.

 

«Нас дразнят, рекламируя одежду, мы работаем в дерьме, чтобы купить дерьмо нам ненужное… Наша война — война духовная, наша депрессия — наша судьба. Телевидение внушило нам веру в то, что все мы станем миллионерами, звездами кино и рок-н-ролла. Всё вранье, и мы начали это осознавать, и это приводит всех в ярость»

Чак Паланик «Fight Club»