Сбросить оковы культа К 87-й годовщине со дня смерти В.И. Ленина

ИВАН-Lupus

В канун очередной, 87-й годовщины со дня смерти Владимира Ильича Ленина в СМИ поднялась очередная истерия по вопросу о захоронении тела вождя. Заметим, что подобные разговоры далеко не новы — мы уже сбились со счёта всем этим дискуссиям, спорам, склокам.

Несколько лет назад, к примеру, было объявлено, что к 65-летию Победы (которое уже давно прошло) будет создан специальный мемориальный комплекс, куда перезахоронят и Ленина, а вместе с ним и все тех, кто покоится у Кремлёвской стены. Однако пока Ильич как лежал, так и лежит себе в гранитном Мавзолее.

Как власть имущие время от времени запускают одну и ту же заезженную пластинку о перезахоронении праха Ильича, так и левые силы самого различного толка устраивают в ответ на это очередной вой, который порой переходит прямо-таки в истерику, в религиозный (именно религиозный!) экстаз. Аргументы всегда одни -«Саркофаг с телом находится ниже уровня земли!», «Не мы решали — не нам и перезахоранивать». Кроме того, всё это сопровождается эмоциональными выкриками типа: «Как же можно?», «Ленин — наше всё!», «Они не посмеют потревожить прах великого вождя и Учителя!»

Бесспорно, Ленин — величайшая фигура планетарного масштаба. Мы полагаем, что не будем преувеличением сказать, что весь ХХ век прошёл под именем Ленина, ибо та страна, которая была создана благодаря (в том числе) и его воле, на протяжении более 70 лет оказывала влияние на ход всей мировой истории. Более того — даже сам факт развала, факт крушения страны, имя которой — Советский Союз — вот уже 20 лет продолжает оказывать влияние на процессы, развивающиеся в мире.

Однако нельзя не признать, что наряду с объективной и необходимой защитой исторической фигуры Ленина продолжает сохраняться его культ. Именно культ, ибо традиционные дни памяти и дни рождения Ленина из года в год приобретают всё более религиозный характер. Благо, эти мероприятия собирают всё меньше и меньше людей.

Автору этих строк, к примеру, довелось на митинге в честь 140-летия со дня рождения В.И. Ленина наблюдать следующую картину: после закрытия митинга один из его участников подошёл к памятнику вождю пролетарской революции и стал громко выкрикивать: «Ленин — наш Бог!», повторив свою мысль несколько раз. Конечно, можно было бы посчитать его за сумасшедшего, случайно затесавшегося в наши ряды, но нельзя ли предположить, что так думает (подчас бессознательно!) большинство митингующих? Как говориться, что у трезвого на уме…

Не даром злопыхатели, рассуждая о наших митингах, сравнивают это с сектантством. Действительно, наблюдая подобные сцены, порой вынужденно приходишь к столь печальным выводам.

Так или иначе, мы ставим вопрос в следующей плоскости : «А не мешает ли культ Ленина развитию революционной теории?». Иными словами — способны ли мы совершить прорыв и развить дальше теорию классовой борьбы, не преодолев этого догматического и косного понимания ленинского теоретического наследия? Особо заметим, что актуальность этого вопроса более чем очевидна, ибо вот уже 20 лет контрреволюция шаг за шагом отбирает последние завоевания социалистической революции 1917 года у народа (доступное образование и 8-часовой рабочий день нынче под угрозой), а левые силы топчутся на месте. Уж не потому ли, что мы пользуемся давно изжившими себя теоретическими положениями, не потому ли, что никак не можем переработать ленинское теоретическое наследие под нужды сегодняшнего дня? Если это так, то в чём лежит корень всех этих трудностей? Мы считаем, что корень этих трудностей лежит в сохраняющемся и по нынешний день в левой среде культе Владимира Ильича Ленина.

Нами считается возможным (а потому и должным) кратко освятить путь формирования культа личности.

Культ Ленина начал складываться ещё при его жизни. Этот факт многих может обескуражить, станут вспоминать ленинскую скромность. В таких случаях любят напоминать, как после ранения летом 1918 года Ленин с возмущением наблюдал за разворачиванием его восхваления в прессе. Однако скромность в быту — это одно, другое дело — противостоять формированию собственного культа.

Мы напомним читателю и такой случай — 1 мая 1919 года. Москва. Красная площадь. Праздничная атмосфера по случаю дня Международной солидарности трудящихся. Демонстрантов приветствуют вожди Октября, в т.ч. и Ленин. Фотография запечатлела эти моменты. И что мы видим? Мы можем наблюдать убранство Красной площади. На стене древнего Кремля по одну сторону висит портрет Маркса, а по другую … портрет Ленина! Этот факт интересен, ибо это и есть начало формирования культа, причём это именно визуальное восприятие Ленина у народных масс. Единственное, правда, надо отметить, что в то время далеко не каждый, слышав имя «Ленин», мог воспроизвести в своём сознании его образ. Вспомнить хотя бы фильм «Человек с ружьём».

21 января 1924 года В.И.Ленин умирает в Горках. Напрасно нынешние «демократы» скулят, что вот, мол, не спросили жену, не спросили родственников. Они не хотят понять одного — Ленин уже не принадлежал им, он был собственностью государства, он принадлежал массам, а массы желали лицезреть своего вождя. Теперь вопрос состоял в том, кто преподнесет себя массам, как наиболее верный ученик Ленина? И победу одержал Сталин. Он, прямо скажем, очень тонко уловил настроение масс, он был, помимо всего прочего, неплохим психологом. А так как массы в большинстве своём не избавились от религиозных предрассудков, то именно сталинская «Клятва» обеспечила грядущему Генералиссимусу поддержку у масс. Перечитывая её, нельзя не обнаружить в ней религиозные оттенки, само строение текста об этом говорит. А это, бесспорно, не могло отозваться в сердцах миллионов и миллионов трудящихся.

При Сталине культ личности Ленина продолжает развиваться и расти как вширь, так и вглубь. Однако необходимо оговорить одно очень важное условие. Да, Сталин по сути создал культ Ленина и увенчал его созданием гранитного Мавзолея в 1929, который по плану должен простоять тысячелетия. Сталин как бы обеспечил преемственность от одного вождя к другому.

Но Ленина ещё могли критиковать. Правда, только Сталин, но всё же. Вспомним выступление Сталина на 50-летии Ленина. О чём он говорит? О ленинских ошибках! Вспомним сталинскую последнюю работу «Экономические проблемы социализма в СССР», где он, рассуждая о мировой капиталистической системе, заявляет — ленинский тезис о том, что, «несмотря на загнивание капитализма «в целом капитализм растёт неизмеримо быстрее, чем прежде» — устарел. Правильно или неправильно — вопрос другой.

Вышеприведенные примеры свидетельствуют, что марксизм-ленинизм творчески развивается, а значит — живёт. И развивал его никто иной, как Сталин.

После смерти Сталина культ В.И. Ленина превысил все допустимые и разумные пределы, приняв совсем уж уродливые и гипертрофированные формы. «Ленинградский ордена Ленина метрополитен им. В.И.Ленина» — яркий тому пример. Вместе с этим полной догматизации подверглось ленинское учение. Отныне этот «пророк» не может ошибаться, его слово священно, он идеален во всем, он — наше всё! Именно ХХ съезд окончательно превратил Ленина в икону. Главный упор теперь был сделан на визуально-ритуальном восприятии Ленина. Возьмём, к примеру, сочинения Владимира Ильича. Если на обложке 4-го, сталинского, издания мы видим профиль Ленина и его фамилию, то на 5-м издании (1958-1965) на обложке синеньких томов мы видим ленинский лик и … даже не фамилию, нет — а его стремительную подпись.

Вышеперечисленные примеры относятся к внешнему проявлению культа. Но каковы глубинные причины данного общественного явления? Впервые о причинах культа личности заговорили в 1956 году. Если перечитать знаменитое постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности им его последствий», то причины культа там сводятся к двум моментам: 1) огромные успехи социалистического строя, которых добился народ под руководством КПСС; 2) «Развитию культа личности способствовали в огромной степени некоторые индивидуальные качества И.В.Сталина». О втором моменте мы говорить не будем, ибо это не тема для нашего разговора. По поводу первого пункта необходимо отметить, что здесь проявилась природа массового сознания. Массам необходимо персонифицировать в ком-то свои успехи. Культ Ленина и культ Сталина (в отличие от культиков Хрущёва и Брежнева) формировались снизу самими массами в силу их вековой забитости и рабской психологии. Освободиться от этого порока — задача поистине всемирно-исторического масштаба. Но её необходимо решить, ибо культ лишь на первых порах является неким стимулирующим фактором. В годы войны советский народ шёл в бой в том числе и за идеалы Ленина и Сталина, ибо эти идеалы выражали интересы самих масс. Однако в дальней перспективе культ обезоруживает массы, лишает их какой бы то не было самостоятельности, создает атмосферу беспечности (вспомним строки Высоцкого «Не надо думать, с нами тот, кто всё за нас решит») и в конечном счёте губит всё дело.

Самое страшное — это то, что ленинские идеи стали орудием отнюдь не для дальнейшего строительства коммунизма в нашей стране, нет — для её разрушения. Ведь горбачёвская катастройка шла под знаменем последних ленинских статей. К чему это привело — хорошо известно.

После развала СССР поднялась жуткая антисоветская и антиленинская истерия. Но поднялась она и по ту сторону баррикад … Защитники Ленина бросились кричать: «Вот видите, Ильич-то был прав! Он предупреждал!!!» — и, отыскивая всё новые и новые аргументы в свою пользу, шумели страницами 55-ти томов. А теория продолжала в целом стоять на месте.

Культ Ленина сделал и делает своё чёрное дело — как мы уже отмечали, ленинское теоретическое наследие подверглось консервации и возведено в истину последней инстанции, его идеи объявляются величайшей мудростью. И в то же время выхолащивается революционная сущность ленинизма как учения.

Надо отметить, что огромнейший фактор здесь играет визуальное восприятие ленинского образа. Мавзолей Ленина в системе культа занимает особое место. Ибо это не просто визуальное восприятие (как портрет) — посещение ленинского Мавзолея носит сугубо религиозный оттенок. Здесь мы можем прикоснуться к «святыне», припасть к «святым мощам Великого Учителя». Ритуальное возложение цветов, ленинские портреты — характерный атрибут январских и апрельских мероприятий. Весь комплекс этих мероприятий создаёт, просто не может не создавать веру (именно веру) в непогрешимость, гениальность и отсутствие ошибок у Ленина.

Бесспорно, что без современной революционной теории нынешний режим не сокрушить. Для этого необходимо критически переработать теоретическое наследие Ленина. А это значит — решительно похоронить культ Ленина. И важным шагом на этом пути будет демонтирование ленинского Мавзолея, ибо тело Ленина даёт огромную эмоциональную подпитку ленинскому культу.

Похоронить того, у кого «землю всю охватывая разум, видел то, что временем сокрыто» — такова повестка сегодняшнего дня. Но готовы ли мы к этому, глядя на общий уровень нашего сознания — большой вопрос.

От редакции:

Данная статья, разумеется, имеет достаточно противоречивый характер; сам способ аргументации, выбранный автором, может быть подвергнут вполне основательной и заслуженной критике. Но в любом случае — автор высказал очень смелые и интересные мысли, замалчивать которые было бы попросту глупо. Не во всем с ним можно соглашаться — этого, впрочем, никто и не требует. Топливо для движения мыслительного паровоза — в том или ином направлении — эта статья, несомненно, может дать.

Прикоснуться к святым мощам - долг каждого верующего
Прикоснуться к святым мощам — долг каждого верующего