Молодой Коннолли (Вступление)

Перевод книги Шона Кронина о молодых годах Джеймса Коннолли

От редакции:

На 40-м фестивале Коммунистической Молодёжи Греции представитель молодёжи Рабочей Партии Ирландии подарил делегации РКСМ(б) тоненькую книжку в оранжевой обложке. Книга с небольшой дарственной надписью содержит в себе биографию Великого Ирландца, социалиста и республиканца, одного из подписавших Прокламацию Ирландской Республики в 1916 году — Джеймса Коннолли. 12 мая исполнилось 100 лет со дня его расстрела британскими оккупантами.

Недавно мы начали перевод этой книги и теперь готовы опубликовать её вступление на русском языке.

 

Молодой Коннолли

Шон Кронин

Вступление

Становление Революционности

В годы с 1896 по 1903 молодой Джеймс Коннолли трудился над строительством Ирландской социалистической республиканской партии и публикацией «Республики рабочих» в Дублине. Как и миллионы прочих, его родители были выдавлены нищетой из своей родной страны. Коннолли верил, что корень бедствия Ирландии лежит в покорение Британией. «Ирландия была первой английской колонией», — говорил Фридрих Энгельс. «Англия стремилась окончательно ассимилировать меньший остров, — писал Энгельс в «Истории Ирландии». — Но потерпела неудачу».

Если бы эта ассимиляция была успешной, весь её курс стал бы вопросом истории. Он был бы темой к её обсуждению, но был бы необратим. Но если после 700 лет борьбы эта ассимиляция не достигла успеха; если вместо этого каждая волна интервентов, наводнявших Ирландию, ассимилирована ирландцами; если даже сегодня ирландцы так же далеки от того, чтобы быть англичанами (или как они говорят «западными бритами»), как поляки от того, чтобы быть западными русскими, после только 100 лет угнетения; если борьба всё ещё не закончена, и нет никаких перспектив закончить её каким-либо иным путём, кроме истребления угнетённой нации, то всех объяснений в мире недостаточно, чтобы доказать, что покорение Ирландии есть миссия англичан.

Энгельс писал это в конце 1869 года и в течение первой половины 1870-го годов. Это лишь фрагмент его объёмной работы. Для Коннолли это было отправной точкой в стремлении покончить с завоеваниями. Что стало делом его жизни. Вне этого факта не может быть понимания Джеймса Коннолли. Завоевание было экономическим. Как и Майкл Девитт 1, на Коннолли оказал существенное влияние Джеймс Финтон Лалор 2 — одинокий мыслитель 1847-1948 годов. Коннолли проповедовал доктрину Лалора о завоевании Ирландии в городских условиях. Его конечной задачей было социалистическое общество.

Это последнее могло выглядеть утопично в 1890-х годах, но не для Коннолли. «Это было логичным развитием, — настаивал он. — Ирландский вопрос был в первую очередь экономическим вопросом». Борьба за ирландскую свободу была национальной и социальной. Кульминация этой борьбы должна была стать Ирландская социалистическая республика — демократическое общество, контролирующее «средства производства, распространения и обмена в интересах всего сообщества».

Речь шла об ирландской революции, как это виделось Коннолли. Он был один, если не считать его маленькую социалистическую партию, когда он начал свою агитацию летом 1896 года. Партия Парнела 3 была во фракции. Ирландия была закрытым обществом. Клерикализм был силён. Остатки фенианистов встречались тайно. До «Шинн Фейн» 4 было ещё 9 лет. А Артур Гриффит 5 и его «Объединённые ирландцы» были уже 3 года как в прошлом. Это были непродуктивные годы для проповедования сепаратизма вне социализма в Ирландии.

Мы бросаемся словом «революция» с несдержанностью, пока оно не потеряет своё значение. «Революция — это быстрые, фундаментальные и насильственные внутренние изменения в доминирующих ценностях и мифах общества, политических институтах, социальных структурах, лидерстве, правительственной работе и политике», — профессор Гарвардского университета Семюэл Ф. Хантингтон 6 писал в своей объёмной работе «Политический порядок в меняющемся обществе». Он взял французскую, русскую, мексиканскую, китайскую и кубинскую революции в качестве примера того, что он имел в виду. Они коренным образом меняли общество своих стран, а не только их правительства и политическую систему. Коннолли предусматривал такие коренные перемены и в Ирландии. Ещё раз: если вы не принимаете этого взгляда, вы не сумеете понять Коннолли периода с 1896 по 1903 годы.

Прочие говорили о восстаниях, бунтах и войне за независимость. Коннолли проповедовал революцию. Он хотел изменить общественное устройство в Ирландии даже более глубоко, чем Тон или Лалор — единственные, помимо Коннолли, революционные фигуры, которых, по определению Хантингтона, произвела Ирландия.

Первое, чем интересовался Коннолли, был сепаратизм. Он был первым, кто призвал ирландцев не вербоваться в британскую армию. Он выступил против англо-бурской войны. Он просил ирландцев держаться подальше от колониальных конфликтов Англии. Он поддерживал «Гэльскую лигу» 7. Он видел национализм могущественной антиимпериалистической силой. Это была вера бедняков, возделывателей земель и городских рабочих, которых всегда предавали мелкобуржуазные лидеры из корыстных побуждений. Это были темы Коннолли с 1986 по 1903 годы, и они стали темой его классики «Трудящиеся в ирландской истории», вступительная часть которой была написана в те времена.

Если принимать анализ Хантингтона, Коннолли, в свою очередь, строил фундамент для революции. Хантингтон утверждал, что «революция обязательно включает в себя отчуждение множества групп существующего порядка». Комбинация этих групп производит революцию. Интеллигенция из среднего класса вполне может быть революционной в своих идеях, но сама по себе она не может совершить революцию. Для этого необходима комбинация сельской и городской бедноты. Город — это постоянный ресурс сопротивления политической системе. Сельская местность, если она контролируется землевладельческой элитой, обычно консервативна; в традиционном обществе политика стабильна. Способность к выживанию политической системы зависит от её вместимости для вовлечения в политику сельской местности на свою сторону. Если она потерпит неудачу, она будет свергнута. Таким образом, роль деревни может стать остроконсервативной или острореволюционной, согласно Хантингтону.

В Ирландии на рубеже веков многое соответствовало модели Хантингтона. Земельная война закончилась. Помещичьи земли были выкуплены с займом в 150 миллионов фунтов, поставленных британским правительством. Арендаторы более не платили ренту, но они выплачивали этот займ земельной комиссии. В действительности они уже не были арендаторами, а были крестьянами-собственниками. Политически мелкие фермеры очень консервативны. Рабы в 1789 году организовали революцию во Франции; мелкие фермеры в 1848 году подавили революцию во Франции. Имеющий долю в системе — защищает систему. Но ирландская политическая система была иностранной, и деревня не стала защищать её в 1918 году.

Во всём этом нет ничего нового, но изложение этих фактов помогает воссоздать картину Ирландии времён молодого Коннолли. Интеллигентный средний класс, можно сказать, был представлен «Шинн Фейн» 1905-1916 годов (идеи Гриффита пронизывали «Гэльскую лигу», ИРБ 8 и все прочие строго «национальные» организации). Согласно Хантингтону, эта интеллигенция не могла провести восстание собственными усилиями, или, по крайней мере, не могла провести успешного восстания. Движение 1918 года было комбинацией города и деревни под лидерством «интеллигентного среднего класса», о котором говорил Хантингтон. Были ли они интеллигентны или нет, — в строгом понимании этого слова — нет никакой разницы. В той, конкретной ситуации, «интеллигентный средний класс» решил сузить свои цели, это решение было максимально приемлемым для деревни. Вследствие урегулирования 1921 года имперские силы были отозваны из чисто «националистической» части Ирландии. Деревня вернулась к своему традиционному пути. Правительство изменилось, система осталась нетронутой. Если бы с этого места борьба продолжилась, то можно было бы ожидать революционных перемен. Для того чтобы это произошло, требовалось революционное лидерство Коннолли. Единственный лидер, понимающий эту ситуацию в 1921-1922 годах, был Лиам Меллоус — близкий последователь и ученик Коннолли.

Значение ранних лет Коннолли в Дублине, вне зависимости от того, принимаем ли мы тезис Хантингтона, предстаёт в совершенно новом свете после изучения документов Ирландской социалистической республиканской партии. Они были собраны Уильямом О’Брайеном — преемником Коннолли на посту Генерального секретаря ирландского транспортного и обще-рабочего профсоюзов — и хранятся в Национальной библиотеке Ирландии. У нас есть протоколы партийных встреч, письма Коннолли, письма его друзей и врагов. Симпатии Коннолли были широкими, но он был довольно строг в вопросах доктрины в свои ранние годы. Принцип был главным. Если принцип был верен, всё шло нормально. В конечном итоге, принцип был ошибочным, и он покинул Ирландию. Он никогда не был счастлив за пределами Ирландии. Его американский опыт и его возвращение в Ирландию в 1910 году должны ожидать новой работы. Но дискуссия 1903 года, которая с поверхностного рассмотрения выглядит связанной с внутрипартийной фракцией, но явно уходящая глубже, была неудачей для Ирландии и курса свободы, если верить идеям Коннолли и его пониманию ирландской свободы.

Было бы неверно думать, что у Коннолли был чётко разграниченный план действий между 1896 и 1903 годами. У него была программа. Это была, по сути, общая для тех времён социал-демократическая программа. Он глубоко верил в избирательную урну, хотя бы для краткосрочного плана реформ. Что делало Ирландию отличной, так это отсутствие национальной независимости. Он пытался решить две проблемы — независимость и социализм. С каким успехом — читатель определит для себя сам. Документы здесь, и они рассказывают нам историю. Ирландская социалистическая рабочая партия была весьма мала; её члены, можно сказать, были «пролетариями-интеллектуалами». Они едва ли были репрезентативны для рабочего класса Дублина. Сухие партийные протоколы снова вдыхают в них жизнь.

Сам Коннолли — всегда главный герой, в этом нет никаких сомнений. Нет отдельного Коннолли в личных письмах и отдельного — в публичных сочинениях. Он не надевал маску, когда стоял на трибуне или писал памфлет. Мы следим за ним от его съёмного жилья до Национальной библиотеки; от Национальной библиотеки до помещения клуба партии; от клуба партии до места партийных встреч — на ступенях таможни, рядом с «Банком Ирландии», Фонтаном на улице Джеймса, Парком Феникса, от мест встреч — к «Республике рабочих». Он зарабатывал себе на жизнь как «чернорабочий без опыта». Замечательный человек, не укротимый всякими ненастьями, сила слов которого всё ещё звенит сквозь годы с эдинбургским акцентом.

В Дублине 1896-1903 годов, Коннолли испытывал свои теории, примеряя их к действительным фактам жизни в Ирландии. Его эксперимент не получил заслуженного внимания. Его целью, как и всегда, была социалистическая революция. Его средства были ограничены Ирландской социалистической республиканской партией, а когда было достаточно денег для печати, то и «Республикой рабочих». Повседневная проблема Коннолли и его коллег, с которыми они сталкивались и которые порой преодолевали, являются темой этой короткой истории.

 

Продолжение следует…

Notes:

  1. Майкл Девитт. 25 марта 1846 – 30 мая 1906. Ирландский республиканец, националистический агитатор, профсоюзный лидер, журналист, политик гомруля и член парламента (MP), основавший Ирландскую национальную земельную лигу
  2. Джеймс Финтон Лалор. 1807 — 27 декабря 1849. Ирландский революционный журналист, выступавший за национализацию земель помещиков.
  3. Чарльз Стюарт Парнелл. 27 июня 1846 — 6 октября 1891. Ирландский помещик и политик. Националист, выступавший против независимости Ирландии.
  4. «Шинн Фейн» — левая националистическая партия, созданная Артуром Гриффитом в 1905 году.
  5. Артур Гриффит. 31 марта 1872 — 12 августа 1922. Ирландский политик-революционер. Создатель партии «Шинн Фейн».
  6. Сэмюэл Филлипс Хантингтон. 18 апреля 1927 — 24 декабря 2008. Американский социолог и политолог.
  7. Гэльская лига —организация, созданная в Дублине 31 июля 1893 году «для сохранения ирландского языка, на котором говорят в Ирландии»
  8. Ирландское Республиканское Братство— тайная организация, основанная в Дублине в 1858 году Джеймсом Стивенсом для борьбы за независимость Ирландской Республики.